«Инновационные методы в деятельности учителя — логопеда ДОУ по подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи» |
Логопедия | |||
Автор: Кононыкина Оксана Михайловна | |||
16.12.2022 23:54 | |||
«Инновационные методы в деятельности учителя — логопеда ДОУ по подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи» В современном мире в работе с детьми с речевыми нарушениями сейчас недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приемов для устранения недостатков речи, способствующих росту мотивации у дошкольников, обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с традиционными видами работ рекомендуется использовать современные технологии, нетрадиционные методы и приемы. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической практики и теории, помнить, что любая инновация хороша не сама по себе «инновация ради инновации», а как метод, служащий определенной цели. В этом отношении важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Инновационные методы воздействия в работе учителя — логопеда становятся необходимым средством коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекционно-развивающей работы и помогают достигнуть максимально успешных результатов в преодолении речевой патологии у дошкольников. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей. Для детей с общим недоразвитием речи характерны: словарный запас ниже возрастной нормы, аграмматизмы, дефектное произношение или отсутствие звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, плохая координация мелкой моторики пальцев рук. У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение внимания, несовершенство логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов. Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. В своей работе сделала акцент на трех составляющих технологиях: арт-терапевтические, здоровьесберегающие, информационные технологии. арт-терапевтические Музыкотерапию применяю для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии. Музыкотерапия – метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников. Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют свое дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, эмоционально-волевая сфера. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствует улучшению памяти, улучшает мыслительную деятельность. Основная их польза заключается в том, что развивается мозолистое тело головного мозга ребенка, повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость, а также улучшается работа психических процессов. Дети становятся сообразительными, активными, энергичными и контролирующими себя, улучшается речь и моторика пальцев. Сказкотерапия – это создание коммуникативной направленности каждого слова и высказываний ребенка через проживание сказки. Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности. Мнемотехника – это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии:
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текс зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – ребенок легко воспроизводит текст. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. По результатам логопедического обследования у детей отмечается положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорение автоматизации звуков. Повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность. Приемы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышается их эффективность. Крупотерапия Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальцами обеих рук, с использованием различных ложек, пинцетов. Широко известны приемы:
Помимо рисования на подносах, крупа и бобовые будут полезны при массаже ладоней с помощью горошины (катайте горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливайте горошину к столу и вращайте каждым пальцем). Здоровьесберегающие 1. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий провожу мышечную релаксацию. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц шеи и речевого аппарата. 2. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой используемой на занятиях способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Дыхательная гимнастика – ритмические шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого использую статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать ротовой и носовой выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов. Артикуляционная гимнастика – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача – выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно, только те, артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, также и для каждого звука той или иной группы. Упражнения подбираются целенаправленно: учитывается не их количество, а правильная артикуляция звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцами, наряду со стимулирующим влиянием на развитие печи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. С этой целью можно использовать на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
При появлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия можно включать физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Физкультурная минутка как форма активного отдыха можно использовать во время малоподвижных занятий. Цель ее проведения – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный отдых во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии. Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими. Логоритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны между собой. Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят свое отражение в мимике. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, требующий собранности, внимания, активности мысли, развитие памяти. Логоритмические занятия создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения. Информационные технологии Включение ИКТ в образовательный процесс позволяет организовать различные формы учебно-познавательной деятельности, разнообразить процесс обучения. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. В работе можно использовать разнообразные наглядные пособия, таблицы, схемы, иллюстрации. Помогает компьютер на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, в использовании презентаций. Это удобный и эффективный способ, сочетающий в себе динамику, звук и изображение, что позволяет удерживать внимание детей и воздействует одновременно на слух и зрение. Учитывая низкую переключаемость внимания детей с общим недоразвитием речи, важно настроить их на изучаемый материал. Важно соблюдать гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером. Стоит отметить, что целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, т.к. они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами достичь трудно. Кроме того их внедрение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка. Реализация инновационных технологий на логопедических занятиях выстраивается на базе принципов:
Литература:
|