Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАБОРОВ «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Логопедия
Автор: Празян В.А. Меньшикова А.Н.   
10.11.2022 07:07

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАБОРОВ «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВАИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАБОРОВ «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Празян В.А. — учитель-логопед, Меньшикова А.Н. – учитель-логопед ДОУ №52 «Рябинушка» г. Нерюнгри Нерюнгринского района, Республика Саха (Якутия)

Аннотация: Игровой набор «Дары Фребеля» — это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет процесс обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья превратить в игру, сказку, и одновременно решить поставленные коррекционно-развивающие задачи в работе учителя-логопеда.

 

В настоящее время растет количество детей с нарушением речи. Нарушения становятся сложнее, причины разнообразнее. Ребенку с ОВЗ необходимо значительно больше стимулов, нетрадиционные методы и приемы, способные создать интерес к совместной деятельности с первых минут и удерживающие этот интерес на всем её протяжении. Поэтому современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями.

В соответствии с ФГОС, образовательный процесс должен строиться на эффективных формах и методах работы. Одним из таких методов всестороннего развития ребенка является использование современных игровых технологий. Именно игра, как основной вид детской деятельности является источником и стимулом формирования навыков общения. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития речевых навыков, а тем более если это специальная игра, способствующая развитию того или иного элемента общения. Именно такие игры игрового набора «Дары Фрёбеля» и используются нами в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ. Замечено, что уже сами элементы игрового набора "Дары Фрёбеля" способствуют созданию информационного поля для общения ребенка со взрослым. По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение.

«Дары Фрёбеля» являются уникальным авторским пособием, играя с которым ребёнок в доступной и интересной форме знакомится со свойствами предметов, сенсорными эталонами, совершает разнообразные действия, конструирует разные по сложности постройки и обыгрывает их, проговаривает названия предметов и совершаемые с ними действия, тем самым, осуществляя речевую активность.

Играя с модулями набора «Дары Фрёбеля» у детей развиваются: сообразительность; умение самостоятельно решать поставленную задачу; способность творчески использовать в играх представление об окружающей жизни; мелкая моторика рук; связная речь; развиваются и закрепляются сенсорные способности.

А также, данный набор содействует проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности. Таким образом, выполняется одно из требований ФГОС — обучение в действии.

В комплект входят 14 модулей (деревянных ящичков с номерами), а также методические рекомендации и карточки с играми по каждой образовательной области. Нельзя не сказать о внешнем виде наборов. Все предметы модулей выполнены из экологически чистых материалов дерева и шерсти.

Хотим поделиться опытом использования наборов «Дары Фребеля» на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ.

Развитие фонематических процессов.

«Палочки-хлопушки» -Цель: формирование фонематического восприятия.

«Где живет звук» — Цель: формирование умения определять позицию заданного звука в слове. Назови картинку, определи место звука в слове (на схеме слова выкладывание точки или кружочка).

Развитие дыхание.

«Увлекательный футбол», «Веселые мячики» Цель: развитие сильного направленного ротового выдоха, активизация губных мышц.

Коррекция звукопроизношения.

«Заборчик» — повторяя слоги ра-ро, выложи забор. Цель: автоматизация звука в слогах.

«Гирлянда» — назови слово с заданным звуком, надень бусину на шнурок. Усложнение: брать фигуры только определенного цвета или формы. Цель: автоматизация звуков в словах.

Дифференциация звуков.

«Звонкий – глухой» Цель: дифференциация звонких и глухих звуков. Логопед называет слово – ребенок выкладывает фигуру, соответствующую звонкому или глухому звуку (оговаривается заранее). Аналогично данную игру можно провести на дифференциацию шипящих – свистящих звуков, твердых – мягких.

«Правильно-неправильно» Цель: дифференциация звуков, выполняя трехступенчатую моторную программу (послушал-анализировал-выложил). На каждое правильно произнесенное логопедом слово ребенок выкладывает заданную фигуру, палочку и т.п.

Развитие слоговой структуры слова.

«Длинный – короткий» Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова Выкладывание длинных или коротких палочек в зависимости от того какое звучит слово.

«Слоговой узор» — посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек, кружочков, фигур. Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

«Чудесный мешочек» — ребенку предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море. Цель: согласование существительных с прилагательными.

«Веселый счет» — Ребенок составляет словосочетание используя картинку и количество фигур, палочек. Цель: согласование существительных с числительными.

Аналогично проводятся игры «Большой – маленький» с использованием больших и маленьких фигур, палочек (Цель: развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных), «Один –много» с использованием одного или нескольких предметов.

Эта серия игр может быть связана с разнообразными лексическими темами и для автоматизации звуков.

Развитие словаря.

«Что делает»: Дети, называя глаголы, выкладывают фигуры (треугольники). Цель: обогащение глагольного словаря.

«Скажи какой?»: Дети, называя прилагательные, выкладывают квадраты. Цель: обогащение словаря признаков.

Развитие мелкой моторики.

«Кулачок-ладошка» Воспроизведение моторной программы в зависимости от выложенных перед ребенком фигур (ладонь на плоскости – квадрат, кулак – круг). Цель: развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, зрительно-моторной координации, самоконтроля.

«Попади в ворота» Попади фишкой в цель (в ворота), подталкивая ее указательным пальцем. Цель: развитие движений пальцев рук, координации движений, развитие пространственного ориентирования.

Подготовка к обучению грамоте.

Выкладывание звуковых схем слов из геометрических фигур, схем слов из фишек. «Выложи букву», «Выложи слог», «Выложи слово» Цель: конструирование букв, профилактика дисграфии.

Развитие связной речи.

Придумывание предложений по заданной графической схеме, выкладывание схемы предложения. Последовательное моделирование событий с помощью игровых наборов при составлении пересказа. Но одним из наиболее интересных и продуктивных занятий по развитию связной речи с детьми с ОВЗ является составление и выкладывание сюжета сказок, стихов, рассказов при помощи "Даров Фрёбеля". Дети с огромным интересом придумывают свои сказки и озвучивают уже знакомые сюжеты.

Еще больший интерес дети стали проявлять к данному виду деятельности, когда мы попробовали «оживить» наши конструированные фигуры с помощью мультипликации. Хотелось бы отметить, что наши мультфильмы были отмечены и заняли призовые места в конкурсах разных уровней.

Таким образом, использование деталей набора Фрёбеля на коррекционных занятиях логопеда позволяет повышать речевую активность, развивать внимание, мышление, логику и другие психические процессы. А сами занятия становятся интересными и запоминающимися.

Библиографический список:

  1. Маркова В.А. Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля»: учебно-методическое пособие/В. А. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 48с.
  2. Опыт использования игрового набора «Дары Фрёбеля» для организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении: сборник методических материалов по итогам работы городской педагогической мастерской «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля»» /сост.: М.В. Иерусалимова, О.А. Казакова, Л.A. Иванова, Т.В. Калинина, А.О. Алексина. — Самара, 2020. — 52 с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год