Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико — грамматических категорий и связной речи для детей старшей компенсирующей группы с ТНР (ОНР III) Тема: «Космос» |
Логопедия | |||
Автор: Тертышная Надежда Ивановна | |||
23.10.2022 16:47 | |||
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико — грамматических категорий и связной речи для детей старшей компенсирующей группы с ТНР (ОНР III) Тема: «Космос» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеколпанская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение-дошкольное отделение Возраст детей: 5-6 лет Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме «Космос». Задачи: Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов о космосе, рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, выставка рисунков на тему «Космос». Оборудование: презентация, ноутбук, интерактивная доска, схемы картинки для артикуляционной гимнастики, ракета для полёта, мяч, мнемотаблица, картинки фруктов и ягод, фигуры ракеты. Составила учитель-логопед: Тертышная Н.И 2022год Ход занятия I.Организационный момент Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся. Дети: Здороваются. Логопед: Ребята, какой праздник 12 апреля отмечала вся страна? Дети: День космонавтики! Логопед: Ребята, вы знаете, кто был первый космонавт? Дети: Юрий Алексеевич Гагарин Логопед: Ребята, я предлагаю вам сейчас превратиться в космонавтов. Дети повторяют движения за логопедом. – Я хочу стать космонавтом (поднять руки вверх) Надеваю я скафандр (присесть и постепенно встать) Полечу я на ракете (соединить руки над головой) И открою все планеты (обвести руками большой круг) Логопед: Молодцы, ребята! II. Основная часть. 1. Объявление темы занятия Логопед: Ребята, как называется наша планета? Дети: Наша планета называется Земля. Логопед: Сегодня я предлагаю вам отправится в космическое путешествие, побывать на других планетах и помочь инопланетянам. Логопед: Вы согласны? Дети: Да. А на чём мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку. Распустила алый хвост, Улетела в стаю звезд. Наш народ построил эту Межпланетную. (ракету) Логопед: А теперь внимания, отправляемся на ракете в космическое путешествие. Давайте возьмемся все за руки, закроем глазки, начинаем обратной отсчёт: 5-4-3-2-1 Пуск! Полетели! 2. Мы прилетели на планету Меркурий Артикуляционная гимнастика. Логопед: Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка. Предлагаю вам показать жителям планеты Меркурий артикуляционную гимнастику. Логопед показывает картинки символы, дети выполняют. «Заборчик – Трубочка» «Парус» «Почистим верхние зубки» «Лошадка» «Заводим мотор» Логопед: Молодцы, ребята! Полетели дальше. Дыхательная гимнастика. Приготовились к полету, К запуску моторов. Глубоко воздух вдыхаем, Через ротик выдыхаем! 3. Логопед: Следующая планета Венера- планета слов Дидактическая игра «Скажи-наоборот» Логопед: Ребята, жители планеты просят у вас помощи. Научить их подбирать слова с противоположным значением. Логопед: Научим? Дети: Да В солнечный день на Земле светло, а в космосе … темно Летом на солнце горячо, а в космосе …холодно На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе ……медленно На Земле работать легко, а в космосе …тяжело Земля – наша родная планета, а другие планеты… чужие Логопед: Молодцы, справились! 4. Логопед: Ребята, полетели на следующую планету! На планету Марс. Игра «Космический сок». Ой, ребята, что-то стало очень жарко! Неплохо было бы попить сока, ведь космонавты тоже пьют и кушают на орбитальной станции? Я люблю сок из яблок. – Как он называется? – Яблочный. А ты? – Из клубники? Это …сок. Из малины? Это … сок. Из лимона? Это … сок. Из абрикоса.? Это…сок Из персика? Это…сок Из граната? …Это …сок Логопед: Молодцы, ребята! 5. Физминутка Логопед: Ребята, предлагаю немного отдохнуть. Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте) В космос мы летим опять (соединить руки над головой) Отрываюсь от Земли (подпрыгнуть) Долетаю до Луны (руки в сторону, покружиться) На орбите повисим (покачать руками вперед-назад) И опять домой спешим (ходьба на месте) 6. Логопед: Полетели дальше! Следующая планета Юпитер-планета ласковых слов. Дидактическая игра «Назови «ласково» Логопед: Ребята жители планеты Юпитер очень серьезные и совсем не знают ласковых слов. Поможем им? Дети: Да Логопед: Я буду бросать вам мячик и произносить слова, а вы будете возвращать мячик обратно произнося эти слова ласково. Звезда- звёздочка, солнце-солнышко, космонавт- космонавтик, корабль-кораблик, скафандр- скафандрик, вертолёт- вертолётик, ракета-ракеточка. 7. Логопед: Ребята, отправляемся на следующую планету Сатурн. Логопед: Посмотрите, здесь послание от инопланетян. Ребята, покажите, пожалуйста, нам вашу любимую пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика «Будем в космосе летать». Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца 1,2, 3, 4, 5. Дети вращают кистью, которая сжата в кулак Будем в космосе летать. Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого
5– земля. Дети машут кистью руки, как бы прощаясь До свидания друзья! То же с другой рукой. Или можно выполнять двумя руками. Логопед: Молодцы, ребята! 8. Логопед: Продолжаем наше путешествие. Отправляемся на планету Уран. Полетели! Логопед: Ребята, у жителей планеты Уран сломалась ракета. Предлагаю вам собрать им новые ракеты. Игра «Собери ракету» Дети выполнят задание. Логопед: Какие у вас получились замечательные ракеты! Логопед: Предлагаю оставить ракеты в подарок инопланетянам! 9. Логопед: Ребята, полетели дальше! Следующая планета Плутон -планета предложений. Логопед: Нам нужно вспомнить и расшифровать вот это стихотворение. Давайте его расскажем! Чтение стихотворения по мнемотаблице «Космонавт» В темном небе звезды светят, Космонавт летит в ракете… День летит, и ночь летит И на землю вниз глядит.. Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной. Шар земной – наш дом родной! III. Итог занятия Логопед: Ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями на всех планетах. А сейчас нам пора возвращаться на нашу планету. На планету Земля. Давайте возьмемся все за руки, закроем глазки начинаем обратной отсчёт: 5-4-3-2-1 Пуск! Полетели! Логопед: Ребята, вот мы и вернулись в наш детский сад! Ребята, понравился ли вам полет? Что запомнилось больше всего? Что было сложным? На каких планетах мы с вами побывали? Кому мы помогали? Спасибо вам большое за такое замечательное космическое путешествие!
|