ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ. |
Логопедия | |||
Автор: Якимович Оксана Александровна | |||
24.10.2022 10:07 | |||
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ. Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно остро. Ребенок приходит на логопедические занятия и для нас, логопедов, встает вопрос: как повысить мотивацию, активизировать деятельность дошкольника на логопедических занятиях, создать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе образовательной деятельности. Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду. Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи. Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь делать «чашечку», и мама обрадуется). Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду делать «моторчик», то родители меня накажут).
Формированию мотивации у дошкольника способствует ряд условий:
Чтобы заинтересовать дошкольников, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, построение индивидуальных программ коррекции, различные игровые моменты, сюрпризы, поощрения, новые современные технологии. Стараюсь, чтобы каждое предлагаемое мной задание таило в себе какую-то “хитрость”, “фокус”, требовало от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение и усталость. На моих занятиях дети часто выступают в позиции педагога. Ребенок самостоятельно предлагает задание по аналогии с ранее выполняемым, выбирает отвечающего и оценивает правильность ответа. Важно, чтобы каждый ребенок имел возможность для самореализации. Оптимальному повышению мотивации дошкольника способствует учебная игра, которая в логопедической работе выполняет коррекционную и развивающую функции. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны логопеда оказывают на детей положительное воздействие, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности. Очень нравятся детям занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае я продуманно отношусь к распределению детей в команды или подборе детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Создаю доброжелательную атмосферу в группе, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно. Особо следует упомянуть дидактические игры, которые направлены на формирование определенных качеств ребенка. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Смена типов заданий в рамках одного занятия позволяет мне удерживать внимание детей, создавать у них положительный настрой. Интерес к занятию является одним из эффективных способов развить мотивацию, желание работать и добиваться успеха. В моей работе одной из важнейших составляющих стало мотивационное направление. В отсутствии желания заниматься, практически невозможно добиться значимых результатов. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет выявить его сильные и слабые стороны, повысить самооценку и тем самым стимулировать его интерес к занятиям. На логопедических занятиях мотивация ребенка к деятельности по коррекции собственных речевых нарушений играет важную роль как в процессе, так и в результате коррекционной работы. Формирование у ребенка потребности к правильной речи, как составной части мотивации, осуществляется через:
В качестве поощрения мною используются наклейки, стикеры, смайлики, солнышки, звездочки и т.п. Такой вид поощрения более желателен для использования на логопедических занятиях в связи с тем, что возможно его отсроченное применение: например, в конце занятия или после получения определенного количества жетонов (фишек). Также, в качестве поощрению предоставляю ребенку какую-либо любимую игру или деятельность в конце занятия. Деятельность или игра, которая используется именно для поощрения, должна быть, в первую очередь, интересна ребенку. На индивидуальных занятиях подбираю поощрения строго индивидуально, тогда оно обладает максимальной эффективностью и способствует формированию мотивации к коррекционной работе. Поэтому, в начале коррекционного процесса я узнаю у родителей интересы, увлечения детей Похвала, одобрение, как социальное поощрение ребенка взрослым, постоянно используется на логопедических занятиях. Часто использую похвалу всей группы после выполнения задания или в конце занятия, после чего отмечаю каждого ребенка на занятии. Такое использование этого вида поощрения хорошо способствует формированию у детей положительного настроя на деятельность на логопедических занятиях. Таким образом, можно сказать, что правильный выбор поощрения способствует формированию устойчивой мотивации к автоматизации поставленных звуков, сформированных на логопедических занятиях, усвоению и закреплению пройденного материала. Литература
|