Конспект коррекционно-логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Путешествие в страну Гномию» |
Логопедия | |||
Автор: Осина Олеся Александровна | |||
27.09.2022 09:05 | |||
Конспект коррекционно-логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Путешествие в страну Гномию» Задачи. Коррекционно- обучающие: — формировать умение чувствовать рифму (созвучные слова), подбирать слова, сходные по звукоритмической структуре (рифмующиеся слова); — закреплять навык чёткого произношения звука [ш] изолированно, в слогах, в словах, предложениях, в речи; — упражнять детей в образовании имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; — закреплять умение составлять предложения по опорным картинкам и анализировать их; — закреплять умения делить слова на слоги на слух в соответствии с движениями рук; Коррекционно-развивающие: — развивать фонематический слух детей; — развивать языковое чутьё, выразительность речи; — развивать артикуляционную, мелкую моторику, мимические мышцы лица и тактильную чувствительность; — развивать логическое мышление, зрительное внимание, слуховую память. Коррекционно-воспитательные: — воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, желание помочь другим.
Ход занятия. Орг. момент. Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? А для чего люди путешествуют? (дети: чтобы увидеть интересное, узнать что-то новое, научиться чему-то полезному, познакомиться с кем-нибудь, а может помочь кому-то). Сегодня нам в группу принесли письмо. Послушайте его. Здравствуйте, дорогие ребята! Пи- ут вам жители страны Гномии. Мы очень любили – утить и – алить. Но у нас побывал злой Звукоед и заколдовал слова. Помогите нам! Логопед: Ребята, я ничего не поняла. Что случилось со словами? (дети: в словах пропущен звук [ш]) Логопед: Произнесите эти слова правильно. (дети: пишут, шутить, шалить) Логопед ещё раз читает письмо. Основная часть. Логопед: Ребята, мы с вами умеем выговаривать все звуки. И я, думаю, мы можем помочь гномам. Вы согласны? (дети: да) Отправимся мы в страну Гномию на ковре-самолёте, занимайте места. Дети садятся на «ковёр-самолёт» Логопед: Гномия страна маленьких жителей, поэтому нам надо превратиться в гномов. Звучит таинственная музыка «Превращение» Ну-ка глазки, закрывайтесь, дети в гномов превращайтесь! Раз, два, три, четыре, пять – буду в гномов превращать! На интерактивной доске картинка – страна Гномия Логопед: Посмотрите, какая красивая страна Гномия. Прежде чем отправиться в путешествие по стране, давайте, все большие предметы превратим в маленькие, но так, чтобы в словах появился звук [ш] (например: ведро-вёдрышко) Игра «Измени слово» (с использованием интерактивной доски) Логопед: Ну, что ж, ребята, молодцы справились с этим заданием, и нас ждёт волшебная машина, на которой мы будем путешествовать по стране, занимайте места. Итак, взяли в руки насосы, приготовились… Чистоговорка Накачали шины –ш-ш-ш, завели машину –ш-ш-ш. Улыбнулись веселей и поехали скорей ш-ш-ш.. На интерактивной доске домик, где живут 3 гнома. Логопед: Мы с вами подъехали к домику, там живут три гнома. Они очень плохо говорят. Давайте научим их произносить звук [ш] Дети садятся за столы, ставят перед собой зеркала Биоэнергопластика «Звукоед и три гнома» Жили-были 3 гнома. Они очень плохо разговаривали и совсем не умели выговаривать звук [ш] Каждое утро, самый умный из них, гном Пак, чистил зубы (артикул. упр. «Чистим зубки»; кистью правой руки выполняют движения из стороны в сторону). Потом обходил вокруг дома (облизывание губ языком по кругу; указательным пальцем правой руки рисуют круг в воздухе). Строил мостики (артик. упр. «Грибок»; кистями рук показывают грибок-кисть правой руки-шляпка, левой руки-ножка). Забивал гвоздики (артик. упр. «Пулемёт» т-т-т..; кулачками стучат друг о друга). В это время Звукоед решил сдуть домишко гномов (упражнение на дыхание «Фокус»). Гномы испугались и побежали к брату (артик. упр. «Лошадка»; указательным и средним пальчиками скачут по столу). А Звукоед забрался в домик через трубу и свалился в котёл (артик. упр. «Чашечка»; кисть правой руки собирают в чашечку). Зашипел кипяток в котле, обжёг Звукоеда. Вдох носом, на выдох произносим ш-ш-ш. Логопед: Вот мы и научили гномов произносить звук [ш]. А расскажите, что мы знаем о звуке [ш], дайте характеристику (по схеме). (Ребёнок: Звук [ш]- согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий. Наш язычок превращается в чашечку и поднимается вверх к нёбу, губы в форме бублика, зубы «заборчиком», между зубами щелочка и изо рта выходит тёплый воздух). Логопед: Произнесём звук [ш] тихо-ш-ш-ш..; громко-ш-ш-ш..; тихо-ш-ш-ш. (хоровые и индивидуальные ответы детей) Логопед: Молодцы ребята, отправляемся дальше. Приготовились… Чистоговорка Логопед: Перед нами заколдованная полянка, но на ней нет цветов, их уничтожил Звукоед. Но слова эти не простые, слова – рифмы, слова – подружки слова «кошка». Назовите их и верните цветы на полянку. – Говори слова скорее, ладно. Только так, чтоб было складно. Игра «Заколдованная полянка» (Дети: кошка-ложка, кошка-мошка, кошка-ладошка и т.д., произносят слова и прикрепляют цветок на полянку). Логопед: Продолжаем наше путешествие. Чистоговорка На интерактивной доске изображение Шалтая-Болтая, который сидит на дворцовой стене. Логопед: Ребята, какой красивый дворец, но кто это сидит на дворцовой стене, вертится и шалит? (Дети: это Шалтай-Болтай). А вы знаете эту историю? Расскажите. На интерактивной доске лица с изображением эмоций Логопед: Первую строчку мы произнесём как? (радостно) Вторую строчку как? (удивлённо) Третью строчку торжественно, гордо. А вот четвёртую как? (огорчённо) Инсценировка «Шалтай – Болтай» Шалтай – Болтай сидел на стене (весело, радостно). Шалтай – Болтай свалился во сне (удивлённо). И вся королевская конница, и вся королевская рать (торжественно, гордо). Не могут Шалтая, не могут Болтая, Шалтая – Болтая собрать (огорчённо). Логопед: Ребята, посмотрите, дальше нет дороги – завал из брёвен. Чтобы разобрать завал, надо составить предложения по опорным картинкам. Дети садятся за столы (На брусках с двух сторон опорные картинки, в середине схематичное изображение слова-действия). Полоска – это что такое? (предложение), а прищепки? (слова). (Дети составляют предложения, и делают анализ, нанизывая прищепки на полоску из картона) Игровое упражнение «Завал из брёвен» На интерактивной доске картинка с изображением сломанного моста Логопед: Молодцы ребята, справились и с этим заданием. Но посмотрите, на пути у нас опять препятствие, какое? (разрушенный мост) Мост через речку сломал Звукоед. Чтобы нам построить мост надо приколотить каждую дощечку гвоздиками, сколько слогов в слове, столько и гвоздиков. (На каждой дощечки картинка. Дети произносят слова по слогам и ударяют кулачком о кулачок. Потом кладут дощечку на пол, выстраивая мост) Игровое упражнение «Сломанный мост» (шап-ка, шу-ба, па-ра-шют, душ, шкаф и т.д) Логопед: Ребята, давайте перейдём через мост. Мы с вами подошли к границе страны Гномии. Вы со всеми заданиями справились, наверное и чудо-ёлочке сможете помочь. Посмотрите, чего не хватает на ёлочке? Правильно-шишек, Звукоед все шишки разбросал, давайте их соберём и вернём на ёлочку. Дети берут по одной шишке и делают самомассаж ладошек. Самомассаж «Топтыжка» По дорожке шёл Топтыжка, (Крутим шишку подушечками пальцев) На него упала шишка. (правой рукой укалываем шишкой подушечки пальцев левой кисти, начиная с мизинца) Шишку взял с дорожки мишка, (левой рукой укалываем шишкой подушечки пальцев правой кисти, начиная с мизинца) В лапах он катает шишку. (катают шишку между ладонями) Дети вешают шишки на ёлочку, за петельки. Логопед: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы помогли вернуть звук [ш] в слова и жители страны Гномии опять умеют правильно, красиво разговаривать. Посмотрите-ка, что тут лежит под чудо-ёлочкой (достать горшочек с золотыми медальками). Это жители страны в благодарность приготовили для вас подарок. Пора нам возвращаться в детский сад. Дети садятся на ковёр-самолёт, закрывают глаза. Звучит таинственная музыка. «Превращение» Раз, два, три, четыре, пять. Превратись в ребят опять. Итог занятия. Логопед: вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие? Какое задание для вас было самым трудным? А самым интересным?
|