Рекомендации учителя – логопеда педагогам ДОУ по развитию правильных речевых навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи. |
Логопедия | |||
Автор: Воробьева Галина Алексеевна | |||
12.09.2022 10:44 | |||
Рекомендации учителя – логопеда педагогам ДОУ по развитию правильных речевых навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи. Разработка: учителя – логопеда Г.А. Воробьевой Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков. Поэтому воспитателям и специалистам ДОУ необходимо придерживаться ряда правил:
3. Обращать внимание ребенка на процесс пищи, ее качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо, (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, холодная; цвет: зеленый, красный). 4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов – описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ребенку. 5. Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и не навязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи. 6. Педагоги должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать педагогов от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности каждого ребенка, помочь вместе с ним преодолевать речевые затруднения. 7. Воспитателям необходимо способствовать тому, чтобы дети с нарушениями речи имели возможность развивать речь вне занятий, и стимулировать собственную речевую активность детей, организуя в группе развивающую речевую среду. Воспитатель, используя режимные моменты, процессы одевания, умывания и т.д., должен стремиться разумно, развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки, подсказывать слова тогда, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребенка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко. Воспитатель должен помнить: только корректная форма делать замечания и давать рекомендации по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка. Заметив ошибку, прежде чем ее исправлять, воспитатель должен подумать, сможет ли ребенок в данный момент отвлечься и обратить внимание на форму слова? Когда ребенок находится в состоянии эмоционального подъема или возбуждения, исправлять ошибки бесполезно. Повседневное общение дает воспитателю возможность обогащать словарный запас детей. Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Не следует воспитателю в своей речи употреблять сложные, непонятные для ребенка слова и тем более отсутствующие в его лексиконе, а также длинными пространными объяснениями, что может отрицательно сказать на его речевом развитии. Воспитатель должен не только сам называть предметы и действия, но и задавать детям вопросы: Что делаешь? Что надеваешь кукле? Чем ты моешь руки? Чем вытираешь? Очень полезен такой прием: воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребенку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры и рассказать о правилах пользования ими. Развитию речи способствуют и игры. Так сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Первоначально игровая деятельность детей с нарушениями речи носит индивидуальный характер (они не умеют согласовывать свои действия с действиями других детей); поэтому не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других меньше. Для достижения результатов в своей работе необходимо использовать коррекционно-развивающие игры. Коррекционно-развивающие игры — это варианты упражнений на автоматизацию звуков, осложненные лексико- грамматическими заданиями.
|