Логоритмика «АБВГДейка» |
Логопедия | |||
Автор: Зыкина Ирина Николаевна | |||
08.09.2022 10:00 | |||
Логоритмика «АБВГДейка» Пояснительная записка: Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с на весь учебный год, распланирована по календарным неделям. В планировании представлены: тематические недели, а также автоматизация и дифференциация звуков в соответствии с лексической темой занятия. С учётом лексической темы, автоматизируемых и дифференцируемых звуков в речи детей старшего дошкольного возраста подобранны речевые игры, дыхательные и артикуляционные упражнения, пальчиковые гимнастики, упражнения на координацию речи с движениями, динамические и фонопедические упражнения, чистоговорки и скороговорки, речевые и ритмические игры, песни и вокализы, музицирование на детских музыкальных инструментах и театральные этюды, коммуникативные и подвижные игры, танцы и хороводы.
Таким образом, настоящая программа по логоритмике «АБВГДейка» обеспечивает комплексный подход и тесную взаимосвязь работы специалистов, в том числе взаимодействие учителя – логопеда и музыкального руководителя. Цель и задачи программы Цель программы: создание условий для преодоления речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Задачи речевого развития (логопед):
Задачи музыкальной области (музыкальный руководитель):
1. 1.3 Основные принципы программы Принцип научности. Подкрепление коррекционного материала научно обоснованными и практически апробированными методиками. Принцип комплексности педагогического взаимодействия. Занятие по логоритмике планируется и проводится музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Принцип системности. Логоритмические занятия проводятся систематически, т.е. каждую неделю и взаимосвязаны с системой работы ДОУ. Принцип последовательности. Каждая из задач программы логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы, постепенного усложнения (от простого к сложному) и повторяемости материала. Принцип учета уровня развития ребёнка. Коррекционная работа речевого развития дошкольников строится на основе сохранных психических функций (память, восприятие, внимание, мышление) и индивидуальных способностей каждого ребёнка, учитывая возрастные особенности. Принцип отбора речевого материала. Правильно подобранный речевой материал выступает как одно из важных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания. Принцип результативности. Получение положительного результата коррекции речевого развития каждого ребёнка. Характеристика детей с ТНР (ОНР) Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефект произношения и фонем образования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Нищева Н.В.). При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не формирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются Попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает Все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются Трудности при образовании прилагательных от существительных. Отмечаются множественные аграмматизмы в восприятии речи, основными симптомами аграмматизма в восприятии речи у детей являются: затруднённое восприятие предложений, в которых семантические роли участников могут быть обращены (так, например, кошка преследует собаку понимается хуже, нежели кошка пьёт молоко, потому что ситуация «молоко пьёт кошку» невозможна); затруднённое восприятие предложений с порядком слов, отклоняющимся от базового для данного языка; затруднённое восприятие предложений со сложной синтаксической структурой по сравнению с более простыми. Симптомы аграмматизма, связанного с восприятием речи, могут быть выявлены в ходе предложения педагогом ребенку определить, какой из демонстрируемых рисунков соответствует предъявляемому предложению. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослыми, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. Четвертый уровень речевого развития (Нищева Н.В.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуко наполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонем образования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными. Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. 1. 2 Планируемые результаты работы. О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1 Формы, способы, методы реализации программы Программа по логоритмике «АБВГДейка» разрабатывалась для организации занятий коррекции речевого развития дошкольников с ОНР в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МАДОУ детский сад №53. Программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся в течение учебного года, в период с сентября по май, один раз в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность одного занятия — 30 минут. Программа включает в себя 29 занятий. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме, в рамках изучения которой расширяется и активизируется словарный запас, отрабатываются грамматические темы, ведется работа над артикуляционной, мелкой и общей моторикой и высших психических функций. Специально для программы подобрана диагностика, речевой материал, музыкальный репертуар, материалы и оборудование, используемые на занятиях.
|