«Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников» |
Логопедия | |||
Автор: Шишко Алеся Евгеньевна | |||
01.09.2022 09:36 | |||
«Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников» С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология. Опыт моей работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки). Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.
Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики (интонационно-выразительная окраска речи), психологические проблемы. Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи и в режимных моментах. Проанализировав литературу и собственные наблюдения я пришла к выводу, о необходимости заниматься с детьми начиная со среднего возраста логоритмической деятельностью, поскольку она имеет большое значение при развитии ребенка. Что же такое логоритмика? Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции не речевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений. Свою работу я начала с того, что с детьми средней группы провела мониторинг по методике «Определение уровня речевого развития детей дошкольного возраста» (Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.). По результатам я увидела, что уровень речевого развития у детей дошкольного возраста находится на низком уровне сформированности у 18 детей (73 %) и у 7 детей (28%) на стадии формирования. С целью исследования готовности родителей к сотрудничеству, умения взять на себя ответственность, компетентности в вопросах развития речи было проведено анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка». По результатам я сделала вывод: родители стремятся к взаимодействию между семьёй и ДОУ, часто ответственность берут на себя, но есть и родители, которые считают, что развитием и воспитанием детей должен заниматься в большей степени детский сад. Практически все родители отметили свою работу над совершенствованием речи, привели в пример разнообразные методы и приёмы. Но, несмотря на это, у родителей есть желание узнать новые способы для развития речи. Вся система моей работы направлена на решение цели – профилактике и преодолению речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки. Таким образом, в 2017 году я разработала и внедрила в свою работу дополнительную общеразвивающую программу «Веселая логоритмика». На протяжении пяти лет, я реализую эту программу целью, которой является: преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия. Теперь в моей деятельности Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном работы по формированию правильной речи. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические игры и упражнения позволяет решать разнообразные задачи:
У большинства детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-тилет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сенситивный период, который длится до 3-4 лет). Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений. Этим и обусловлен выбор моей работы по программе «Веселая логоритмика». Главная форма работы – это индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей. Работая с детьми, у меня есть возможность видеть особенности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения или симптомы, о которых следует задуматься. Я полагаю, что использование логоритмики в системе коррекционной работы и профилактики речевых нарушений, повысит уровень речевого развития дошкольников. Ознакомившись с методической литературой по логоритмике, я начала работу. В логоритмике я выделяю два основных направления в работе с детьми: 1 направление – предусматривает развитие не речевых процессов:
2 направление – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя:
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаю детям в сочетании с ритмической основой: под музыку, под счет, словесное и стихотворное сопровождение. При проведении занятий я использую логоритмические игры и упражнения:
Содержание игр и упражнений я напрямую связывала с задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе и согласно речевым диагнозам детей. Используя разнообразные игры и упражнения на логопедических занятиях, я постепенно отбирала те, которые давали наиболее ощутимые результаты в коррекционной работе с детьми с общим не до развитием речи (ОНР), с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН), с заиканием: коммуникативные танцы-игры, музыкально-дидактические игры и упражнения, речедвигательные упражнения под музыкальное сопровождение; ритмические игры для развития музыкально-ритмического слуха: «Капли», «Ежики барабан», «Мосток», «Лягушки», «Мороз», «Ритмическое эхо», «Строители», игра на музыкальных и шумовых инструментах и т.д. Большую помощь в коррекционно-развивающей работе оказали дидактические игры, которые вызывали у детей желание не только участвовать в них, но и решали умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. А также явились хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей. Мной было создано многофункциональное дидактическое пособие «Речевая карусель». Играя в нее, дети развивают речь, которая становится более правильной и выразительной. Им нравится вращать карусель и выполнять предложенные задания. Пособие «Карусель» делится на четыре темы, которые должны освоить дошкольники:
Каждое занятие по развитию речи начинаем с артикуляционной гимнастики. Включаем в физкультурные минутки логоритмические игры и упражнения, как средство профилактики речевого нарушения у дошкольника. Внедряем и отрабатываем на занятиях комплекс упражнений на развитие дыхания, голоса, темп, ритм, движения и их взаимосвязь, слаженность у дошкольников. Связь речи с музыкой и движением позволяет развивать детские эмоции повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. В этом мне помогает логопедический тренажер «Дэльфа-142. 1» (далее: тренажер). С его помощью я не только корректирую речевое дыхание, силу голоса, произношение гласных и согласных звуков, лексико-грамматическую сторону речи, но и вношу игровые моменты в этот процесс с элементами логоритмики. Это позволяет многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал совместно с движениями. Для этого использую различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь. Предложенные мною упражнения были апробированы на занятиях с детьми, имеющими нарушение речи. У них устранялись двигательные «уловки» и тики, снижалась двигательная расторможенность, исчезала неуверенность и скованность в движениях, страх перед речью. Между детьми устанавливался положительный тактильный и эмоциональный контакт, развивались коммуникативные навыки общения. Проанализировав полученные результаты, я пришла к выводу, что проводимая в течение года коррекционная работа, включающая логоритмику в работе с детьми, привела к улучшению качества коммуникации детей формированию навыков совместной деятельности, развитию эмоционально–личностной деятельности. Использованные упражнения позволили тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовали координацию движений. Музыка, сопровождающая упражнения улучшила пластичность движений, предала им мягкость и выразительность. Ребёнок научился различать её динамические оттенки, определять темп, ритм. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшились двигательные навыки, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.
|