Роль семьи, воспитателя и учителя-логопеда в автоматизации поставленных звуков |
Логопедия | |||||||||||||
Автор: Ноздрина Инна ЕвгеньевнаПолубояринова Александра Вячеславна Чередник Евгения Владимировна | |||||||||||||
29.05.2022 20:04 | |||||||||||||
Роль семьи, воспитателя и учителя-логопеда в автоматизации поставленных звуков
Аннотация. В статье автор пытается определить, как родители, учитель-логопед, воспитатели могут влиять на уровень развития автоматизации поставленных звуков ребенка в зависимости от окружающей среды, которую сформируют взрослые. Выявить степень воздействия работы родителей, воспитателя и учителя-логопеда на детей и качество коррекции речи ребенка. Рассмотрены методы работы в ходе обучения ребенка, а также применение приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение звуков детьми. Раскрыто значение мнемотехники в коррекционно-педагогической деятельности. Ключевые слова: автоматизация поставленный звуков, развитие ребенка, обучение, мнемотехника. Процесс автоматизации звука, — это один из важных этапов коррекции воспроизведения звука у детей с нарушениями речи. Наблюдая за детьми с различными нарушениями речи, можно столкнуться с такой проблемой, как очень длительный период автоматизации и дифференциации звуков. Дошкольники с нарушениями речи испытывают трудности с включением в учебную деятельность. Как правило, у таких детей нарушения памяти, снижение внимания, менее подвижные психические процессы, они не проявляют интереса к исследовательской деятельности, не очень успешны. По описанным причинам дети с нарушениями речи не любят заучивать стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами запоминания. [2, c. 3]
Автоматизация звука — это разработка нового навыка, который требует длительной систематической подготовки. Основная задача этапа автоматизации звука представлена в постепенном и последовательном введении звука, включенного в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка, и реализуется по принципу от легкого к сложному, от простого к сложному. Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно и состоит из 4 этапов. (Таблица 1) Таблица 1. Коррекция нарушенного звукопроизношения
Родители не должны думать, что дефекты речи со временем исчезнут сами по себе. Чтобы их преодолеть, нужна систематическая и долгосрочная коррекционная работа, в которой важную роль играют родители, воспитатели и учителя-логопеды, поскольку малыш проводит много времени дома и в ДОУ. Родители обязаны знать, что работа по автоматизации звука — это необходимый этап в деятельности над звуком и, реализуя ее, нужно помнить, что процесс автоматизации – это сложный процесс для нервной системы малыша, так как связан с применением активного торможения. [3, c. 2] Автоматизация звука должна выполняться только тогда, когда ребенок произносит ее правильно и четко при длительном или повторном повторении. Запрещается вводить в слоги и слова звук, который произносится недостаточно четко, потому, что это только закрепит негативные навыки и не улучшит произношение. Часто дефекты воспроизведения звука у детей по разным причинам очень стойкие. Иногда проходят месяцы упорной деятельности, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Ребенок должен исправить неправильное, но привычное для него произношение и говорить правильно, но непривычно. Чем чаще учитель-логопед проводит занятия с ребенком, тем быстрее исправленный звук будет зафиксирован в речи. Упражнения должны проводиться ежедневно и, следовательно, под наблюдением воспитателей и родителей. Весь речевой материал должен быть проработан, то есть родители и педагога должны стремиться правильно и четко реализовать задание с ребенком, даже запоминая его. Целесообразно зафиксировать поставленный звук и следить за правильным его произношением в самостоятельной речи ребенка. [4, c. 5] На стадии автоматизации звуков в поэтических текстах у них снижается самоконтроль речи. Поэтому очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить. Как подтверждает практика, применение педагогом-логопедом мнемонической системы разрешает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, упростить запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованном виде. Мнемотехника — это система методов и средств, позволяющих эффективно запоминать, сохранять и воспроизводить данные. Этот метод разрешает значительно сократить время обучения за счет оптимизации и рационализации базовых операций умственной деятельности. Применение игровых моментов позволяет усваивать даже сложные предметы без умственного и нервного напряжения. Упражнения, соединяющие вербальный и зрительный ряды (анализаторы), способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления. Использование мнемонической речевой коррекции для дошкольников становится все более актуальным, поскольку в современном мире многие данные кодируются в виде символов, схем, и важно, чтобы ребенок научился перекодировать данные из символов в изображения. У детей с речевой патологией особенно важно развивать визуальное и образное мышление, применяя символы, заменители, графические аналогии, схемы, лежащие в базе формирования искусственных ассоциаций, облегчают запоминание и увеличивает объем памяти, в чем и суть мнемоники. [5, c. 3] При структурировании правильного звукопроизношения мнемоника действительно используется учителем-логопедом в группах с дошкольниками на всех этапах коррекционной работы, поскольку она многофункциональна. На этапе вызова и постановки изолированного звука это может быть нарисованное или схематически графическое изображение звука, помогающее ребенку запомнить правильный стиль артикуляции и акустический звук. По мере усложнения работы (автоматизации звука) усложняется изображение звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Число символов зависит от индивидуальных способностей малыша и стадии процесса коррекции. Работы по структурированию правильного произношения звуков с помощью мнемоники включают в себя следующее:
В корректирующей деятельности по автоматизации звука выбираются небольшие поэтические тексты или головоломки, чтобы автоматизировать определенный звук или различать звуки. Затем с помощью простых символов, доступных для восприятия ребенка, рисуются мнемотаблицы. В случае плохого воспроизведения звука не рекомендуется прерывать ребенка, а продолжать работу. Это время, когда у детей улучшается самоконтроль к речевой деятельности. Родителям рекомендуется сформировать собственное правильное отношение к нарушениям речи у детей:
- формирование позитивного отношения ребенка к занятиям с учителем — логопедом. Родители с пониманием должны относится к тому что, занятия с ребенком по коррекции речи длительный процесс, и им нужно быть готовыми к этому психологически и как подготовить к этому своего ребенка, та же функция относится и к воспитателю в ДОУ. Необходимо учитывать важность речевой среды ребенка. Родители и педагоги, обязаны следить за правильностью собственной речи. Речь взрослых в присутствии ребенка обязательно должна быть четкой, грамотной, выразительной. [1] Кроме того, родители и сами воспитатели обязаны научиться выполнять и демонстрировать ребенку простые упражнения на артикуляцию, чтобы подготовить речевой аппарат к качественному воспроизведению звука. Взрослым и педагогу ребенка следует понимать, что детский лепет может привести к устойчивости плохого навыка произношения. Родители и педагоги должны уделять особое внимание занятиям с детьми. Материал, используемый в занятиях учителем-логопедом в течение недели с ребенком, предоставляется дома и группе ДОУ для закрепления в виде различных упражнений. Литература:
|