Дидактическое пособие «Звук вокруг» |
Логопедия | |||
Автор: Певнева Наталья Геннадьевна | |||
22.05.2022 09:16 | |||
Дидактическое пособие «Звук вокруг» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 439 комбинированного вида» Автор пособия Учитель-логопед Певнева Наталья Геннадьевна Образовательная область: речевое развитие Возрастная категория: дошкольники, 5-7 лет Актуальность: Развитие слухового восприятия у ребенка дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка. Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения во внешней среде.
Нарушение деятельности слухового анализатора негативно отражается на различных сторонах развития ребенка, и прежде всего, обуславливает тяжелые нарушения речи, что создает серьезные препятствия для общения с окружающими и опосредованно влияет на весь ход психического развития. На слуховой основе базируется восприятие музыки, которая способствует формированию эмоционально-эстетической стороны жизни ребенка, является средством развития ритмической способности, обогащает двигательную сферу. Цель: Развитие слухового восприятия дошкольников. Задачи
Оборудование для проведения игры: Мультимедийная презентация, жетоны с цифрами, цветные жетоны, карточки – фишки на каждого участника (см. приложение) Варианты дидактических игр Вариант 1 «Угадай и назови звук» Ход игры: Игра проходит по принципу телеигры «Угадай мелодию». Участники за правильно угаданные звуки получают баллы (баллы отображаются на слайде). В конце игры баллы подсчитываются. Победитель – кто набрал больше баллов. Право хода устанавливается жетонами, которые выдаются детям перед игрой (от 1 до 18). Начиная с первого. Условие, которое должны соблюдать все участники – отвечают те, чей жетон в игре. Если участник не справился, в игру вступают остальные участники и могут помогать. В конце игры дети должны определить «что объединяет все услышанные звуки?» (их произносит человек) Для ведущего: СЛАЙДЫ 4, 5. Все слайды и картинки запускаются по щелчку; звуки по щелчку соответствующего номера. Игра «Звуковой ребус» Ход игры: Игровое поле поделено на 7 полей. За каждым полем закреплен рисунок и определенный звук. Угадав звук, открывается часть экрана. Открыв все поля-карточки, появляется изображение деревенской улицы. Поля открываются в такой последовательности: №1 Солнышко – (звук – корова), №2 Лиса и колобок — (звук коза), №3 Кот Леопольд (звук лошадь), № 4 Лисенок — (звук свинья), №5 Яблоко — (звук овца), №6 Кузнечик — (звук собака), №7 Шарики — (звук котёнок) Возможные варианты вопросов: Что спряталось за солнышком? С кем пришел Кот Леопольд? и пр. В конце игры, отгадав все ребусы-звуки, дети должны сказать «почему открылась эта картинка?» (т. к. угадали звуки, которые произносят домашние животные) Для ведущего: СЛАЙД 7. Все слайды и картинки запускаются по щелчку; звуки по щелчку соответствующего номера. Игра «Четвертый лишний» Ход игры: По очереди ведущий запускает звуковой ряд. Игрокам нужно определить правильно «Что звучит» и назвать этот предмет. Если участник правильно отвечает, то открывается изображение этого предмета. Один звук будет отличаться от предыдущих. Игрокам нужно ответить «Какой звук лишний и почему?» СЛАЙД 9 «Птицы». СЛАЙД 10. Звук не подкрепляется изображением. Игрокам предлагается на слух определит 4 звука и назвать лишний. Изображение лишнего предмета появляется на экране. Изображения появляются рядами: два ряда по 3 предмета. Когда откроются все картинки, игрокам предлагается определить «Какая картинка лишняя и почему» Для ведущего: СЛАЙДЫ 9,10. Все слайды и картинки запускаются по щелчку; звуки по щелчку соответствующего номера. Игра «Музыкальная радуга» Ход игры: Игровое поле поделено на разноцветные прямоугольники, каждому из которых присвоен номер и звук. Под этими прямоугольниками скрыта картинка. Угадав правильно звук, прямоугольник исчезает, открыв часть экрана. Угадав все звуки, увидим красивую картинку. Перед началом игры каждому игроку выдаются карточки, с изображением (см. Приложение): человек, птица, животное, дом, улица. После прослушивания звука, каждый участник игры должен поднять ту катрочку, которая соответствует данному звуку, например, данный звук издет птица, значит карточка с изображением птицы, если звук можно услышать в доме (например, микроволновка), поднимается карточка с изображением дома и т.д. Условие, которое должны соблюдать все участники – тишина. Если участник не справился, прослушивается еще раз и обсуждается. Для ведущего: СЛАЙД 12. Все слайды и картинки запускаются по щелчку; звуки по щелчку соответствующего номера. Игра «Глухой телефон» Ход игры: На игровом поле закреплены 16 звуков. Выбирается водящий, который прослушивает звук, и называет его шепотом на ушко первому участнику игры. Услышанное слово нужно передать следующему. Переспрашивать нельзя. Когда всем сказали слово, прослушивается звук еще раз и определяем: верно его передал водящий или нет. На каждый звук меняется водящий. Для ведущего: СЛАЙД 14. Все слайды и картинки запускаются по щелчку; звуки по щелчку соответствующего номера. ПРИЛОЖЕНИЕ В приложении находятся:
В ИГРАХ «ГЛУХОЙ ТЕЛЕФОН», «МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА» МОЖНО ИЗМЕНИТЬ ЗВУКИ, ЗАКРЕПЛЕННЫЕ НА СЛАЙДАХ, ТЕМ САМЫМ МОЖНО РАЗНООБРАЗИТЬ ИГРУ.
|