Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Профилактика дисграфии на почве несформированности звукобуквенного анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ТНР»
Логопедия
Автор: Степанова Светлана Вячеславовна   
21.01.2022 20:38

«Профилактика дисграфии на почве несформированности звукобуквенного анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ТНР»«Профилактика дисграфии на почве несформированности звукобуквенного анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ТНР»

Учитель-логопед ГБДОУд/с № 11. г. Санкт-Петербург Степанова Светлана Вячеславовна

Профилактика нарушений чтения и письма у детей, имеющих речевые нарушения, необходимо начинать с дошкольного возраста. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Дисграфия обусловлена недоразвитием высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме. У детей с дисграфией отмечается несформированность многих психических функций: пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

 

В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение слогового и фонематического анализа и синтеза, деление предложений на слова. Недоразвитие языкового анализа и синтеза, в дальнейшем, проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Логопедическая работа по развитию звукобуквенного анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования звукового анализа в онтогенезе. Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (астра, утка), щелевые звуки выделяются легче, чем взрывные. Звуковой ряд из 2-3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. В связи с этими особенностями рекомендуется функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале ряда из гласных (ау, уа), затем ряда слога (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов. Формирование более сложных форм фонематического анализа и синтеза учитывает то, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основанные на освоение действия с опорой на материализацию (использование вспомогательных средств: различные схемы, фишки и так далее), в плане непосредственно речевого высказывания (исключая опору на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план), перенос действия в умственный план.

При формировании языкового анализа и синтеза используются игровые задания с различными названиями, но суть их сводится к следующему:

  • Придумать слово на заданный звук
  • Определить наличие звука в слове
  • Вычленение первого и последнего звука из слова
  • Определение места звука в слове (начало, середина, конец)
  • Определение последовательности звуков в слове
  • Определение количества звуков в слове
  • Определение места звука по отношению к другим звукам слова (после какого звука, перед каким звуком)
  • Придумывание слов с 3,4, 5 звуками
  • Отбор картинок, в названии которых заданное число звуков
  • Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются)
  • Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове
  • Вставить пропущенную букву в слово
  • Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте
  • Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки
  • Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово
  • Преобразовать слова: добавляя звук (мех – смех), изменяя один звук слова (сом-сок-суп), переставляя звуки (пила-липа)
  • Составить слова из букв одного слова
  • Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке (нос-сон)
  • Найти звук, который исчез из слова (лампа-лапа)
  • Найти общий звук в словах (дом-кот)
  • Разложить картинки под звуковыми схемами
  • Придумать слова к звуковой схеме

Принцип усложнения реализуется через последовательное усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. В процессе формирования звукобуквенного анализа и синтеза необходимо учитывать фонетическую трудность слов. Начиная работу по развитию фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства, проговаривание, необходимо постепенно осуществлять переход формирования действий фонематического анализа в умственный план.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год