«Профилактика дисграфии на почве несформированности звукобуквенного анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ТНР» |
Логопедия | |||
Автор: Степанова Светлана Вячеславовна | |||
21.01.2022 20:38 | |||
«Профилактика дисграфии на почве несформированности звукобуквенного анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ТНР» Учитель-логопед ГБДОУд/с № 11. г. Санкт-Петербург Степанова Светлана Вячеславовна Профилактика нарушений чтения и письма у детей, имеющих речевые нарушения, необходимо начинать с дошкольного возраста. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Дисграфия обусловлена недоразвитием высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме. У детей с дисграфией отмечается несформированность многих психических функций: пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.
В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение слогового и фонематического анализа и синтеза, деление предложений на слова. Недоразвитие языкового анализа и синтеза, в дальнейшем, проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Логопедическая работа по развитию звукобуквенного анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования звукового анализа в онтогенезе. Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (астра, утка), щелевые звуки выделяются легче, чем взрывные. Звуковой ряд из 2-3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. В связи с этими особенностями рекомендуется функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале ряда из гласных (ау, уа), затем ряда слога (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов. Формирование более сложных форм фонематического анализа и синтеза учитывает то, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основанные на освоение действия с опорой на материализацию (использование вспомогательных средств: различные схемы, фишки и так далее), в плане непосредственно речевого высказывания (исключая опору на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план), перенос действия в умственный план. При формировании языкового анализа и синтеза используются игровые задания с различными названиями, но суть их сводится к следующему:
Принцип усложнения реализуется через последовательное усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. В процессе формирования звукобуквенного анализа и синтеза необходимо учитывать фонетическую трудность слов. Начиная работу по развитию фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства, проговаривание, необходимо постепенно осуществлять переход формирования действий фонематического анализа в умственный план.
|