КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОЙ ООД по формированию фонетической стороны речи, образовательная область «Коммуникация» Тема: «Звуки А,У» |
Логопедия | |||
Автор: Минигулова Наталья Васильевна | |||
02.01.2022 10:52 | |||
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОЙ ООД по формированию фонетической стороны речи, образовательная область «Коммуникация» Тема: «Звуки А,У» Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Возрастная группа: подготовительная к школе Выполнил учитель – логопед Минигулова Наталья Васильевна г.Туймазы 2021г ЦЕЛЬ: Дифференцировать звуки[ А], [У ]в слогах, словах, предложениях. Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Средства реализации: индивидуальные зеркала, индивидуальные наборы для звуко — слогового анализа и синтеза: символы звуков [А], [У], карточки обозачающие начало, середину и конец слова, предметные картинки, которые содержат звуки [А], [У], картинный наглядный материал: карта, звуковички, тучка, капельки, цветок, дядюшка Ау, принцесса Звуколина. 1. Организационный момент. Ребята к нам пришли гости! Что мы сделаем? Поздороваемся. А теперь поздороваемся друг с другом осенними словами, передавая по кругу осенний кленовый листочек. Сегодня почтальон в мой кабинет принёс письмо. Хотите узнать его содержание? Слушайте внимательно. «Приглашаю вас посетить моё королевство Гласных звуков. Добраться до него вам помогут мои подданные — звуковички. Принцесса Звуколина.» Ребята, вы хотите попасть в королевство гласных звуков? Да. Тогда в путь. 2. Сообщение темы занятия А где же звуковички? Видимо, они решили поиграть с нами в прятки. Поищем их? Дети ищут и находят их. - Где прятался этот звуковичок? (ПОД столом) - А где прятался другой? (В корзине) - Посмотрите внимательно на них и догадайтесь, как их зовут? Звуковичок[А] и звуковичок[У]. Как вы догадались? У звуковичка [А]-форма губ в виде большого круга. У звуковичка [У]-форма губ в виде маленького круга. Одежда красного цвета. Совершенно верно, сегодня мы с вами будем слушать, слышать и правильно произносить звуки [А], [У]. Повторите хором за мной: «АУ»! Что вы произнесли сейчас. Мы произносили звуки. Почему это звуки, а не буквы? Потому что звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем, читаем. 3. Характеристика звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Обозначение цветовыми символами Скажите, пожалуйста, звуки [А], [У]-гласные или согласные? Почему? Потому что, когда их произносим воздух изо рта выходит свободно, ему ничто не мешает ни губы, ни зубы, ни язык, горлышко дрожит. Расскажите все о звуках [А], [У] по схемам. (на доске схемы звуков [А], [У]) Чем отличаются звуки [А], [У]? (При произнесении звука [А] форма губ в виде большого круга, а при произнесении звука[У] губы принимают форму трубочки с маленьким отверстием). Какими символами мы будем обозначать звуки [А], [У]. Звук [А] будем обозначать большим красным кружочком, а символ звука [У]-маленьким красным кружочком. 4. Развитие пространственных представлений, зрительного восприятия. Дети, у звуковичков есть карта по которой мы с вами отправимся в путешествие. Посмотрите внимательно на неё и скажите, что мы встретим на своём пути? Мы встретим на своём пути сказочный лес, волшебную тропинку, реку и мостик. Через что мы пройдем? (мы пройдем через сказочный лес, через реку). По чему мы пройдем? (мы пройдём по тропинке, по мосту, по лесу). Но, чтобы отравиться в путешествие нам необходимо хорошо подготовиться. 5. Массаж лица. Сделаем массаж лица. Ручки растираем (потирание ладоней) И разогреваем (хлопки), И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз). Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам). Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз). Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки), А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки). Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями). Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу). Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. 5. Развитие артикуляционной моторики. А теперь потренируем наши язычки- сделаем гимнастику для губ и язычка. Упражнения: -для челюсти «Бегемот» - Широко открыли ротик- Получился «бегемотик». А затем закрыли рот- Отдыхает «бегемот». Исходное положение- сидя перед зеркалом рот закрыт. На счет «один» открыть рот, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. -для губ: «Лягушка» - Превратили нас в лягушек – Дотянулись мы до ушек. Дотянулись, улыбнулись, А затем домой вернулись. Рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Затем вернуть губы в исходное положение. «Заборчик» - Вышли утром мы во двор и построили забор. Зубки сомкнуты сейчас, Получилось все у нас. Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с «Дудочка» - Словно трубочка У нас дудочка. Подудим мы в дудочку, Тянем губы трубочкой. Исходное положение- сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Затем вернуть губы в исходное положение. для языка: «Лопаточка» - Раз, два потянем вниз, В лопатку превратись. Чтоб был умелым наш язык, Зарядку выполним мы вмиг. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности язык. 6. Работа по развитию дыхания, голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата мимических мышц. Ну вот и хорошо мы готовы к путешествию. Возьмитесь за руки, слушайте внимательно и повторяйте за мной каждый по цепочке волшебные слова с закрытыми глазами: Ауу, Уаа, аУа, уАу. Аау, Ууа. Вот мы и в лесу откройте глазки. Какой прекрасный, чудесный осенний лесной воздух. Давайте подышем, почувствуем всю прелесть этого аромата. Положите левую ладонь на грудь, правую на животик. При вдохе носиком животик округляется, а при выдохе через рот животик втягивается. Плечи при вдохе не поднимаются. (упражнение выполняется 3 раза). По любуемся красивым нарядом Осени: «Ах!» (радостно). Увидели много опавших листьев и удивились: «Ух!» (с восхищением). 7. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, произвольного внимания. Смотрите, на небе появилась тучка, закапал дождик. Чтобы не намочиться, спрячемся под раскидистую ель, здесь сухо и уютно. Чтобы дождик быстрее закончился, возьмем у него по капельке-дождинке. А на каждой дождинке задание. Выполним задание- возьмем дождинку. Соберем все дождинки- дождь закончится. Задание на первой капельке Игра «День – ночь». Если я говорю звуки, слоги, слова со звуком [У], то наступает ночь – вы засыпаете, подкладываете ладошки под щечки, а если я говорю их со звуком [А], то наступает день – вы открываете глаза, поднимаете руки вверх. Игра «Волшебные коврики». Раскрасим коврики, котрые лежат перед вами. Я буду называть слова, а вы в каждую клеточку кладете символ звука, с которого слово начинается. Каждое слово — это новая клеточка. Начинаем с верхней левой клеточки. Перед каждым ребенком разлинованное поле 3х3 и цветные квадраты. Звук [А] обозначаем большим красным кружком, [У] –маленьким красным кружком. Слова: альбом утка, арбуз автобус, уши, улица удав, улитка Аист, Дети внимательно слушают, выделяют первый звук в слове и выкладывают на поле соответствующий цветной квадрат. А сейчас назовите звуки: Слева — направо в 1 ряду Во втором ряду после звука [А], В третьем ряду между звуком [У] и звуком [А] А на третьей капельке написано: «Благодарим вас и желаем удачи! Дождинки. 8. Развитие мелкой моторики. Вот и закончился дождик, можно продолжить наш путь. Посмотрите, под ель забрался ежик, он хочет с вами поиграть. Сначала произносим звук [А ] громко, тихо, шепотом, безвучно, а затем [У] –беззвучно, шепотом, тихо, громко. В этом вам поможет эта схема. Ёжик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко. А-а, а, а. Ёжик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко У,у, у, у. Ёжик колет нам ладошки Поиграли с ним немножко. 9. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях. 1) Звуковой анализ. Ребята, а вам не кажется странным, что куда-то запропастились звуковички? Наверное нужно их позвать. Как вы думаете, как мы их позовём? Скажем хором протяжно: «Ау!», а теперь громко: «АУУУУ!!» А теперь каждый из вас. А вот и звуковички они потеряли нас в волшебном лесу, а сейчас нашли нас, благодаря вашему дружному громкому слову «АУ». Звуковички очень любят свои звуки [А] и [У] и просят вас поиграть с ними. Поиграем? Произнесите слово АУ и послушайте его. Протяните (выделите) первый звук в этом слове, назовите его и охарактеризуйте. Обозначьте выделенный звук символом. Выделите (протяните) второй звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте. "Прочитайте" слово целиком по символам. Проверьте себя: -сколько всего звуков в слове? -сколько гласных? А теперь поменяйте местами звуки [А] и [У]. Прочитайте какое слово получилось? УА. Какой первый звук? Какой второй звук? Сколько всего звуков в слове? Кто произносит это слово? 2)Развитие интонационной выразительности речи. Эти гласные звуки [А] и [У] такие милые. Положите [А] на свою левую ладошку. Погладьте его правой ладошкой, затем побаюкайте, потом обнимите, произнося с любовью звук [А]. То же самое проделайте со звуком [У], положив его на правую ладошку. Послушайте и повторите хором: «Как прекрасны звуки [А], [У]!» Попробуйте сказать это выражение по-разному, каждый раз выделяя своим голосом одно из слов. Сначала выделите голосом слово «как». Затем — «прекрасны». Потом – «звуки» Ну и наконец «А, У» Молодцы ребята! 10. Физкульминутка с элементами кинезиологии (перекрестный шаг). Звуковички благодарят вас за то, что вы с ними поиграли. Можно отправляться в путь Дальше, по карте, волшебная тропинка. Будем весело и бодро шагать по ней, слушая музыку осеннего дня. 11. Развитие лексико – грамматической стороны речи. 1). Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Смотрите ребята, около тропинки растет прекрасный цветок. Но это не простой цветок, а цветок вопрос. На нём такой вопрос: «Можно ли из большого предмета сделать маленький?» А как это сделать? Для того, чтобы из большого предмета сделать маленький предмет, нужно этот предмет назвать ласково. Поможет нам в этом мячик. Я буду бросать вам мяч и называть предмет, вы будете называть этот предмет ласково и бросать мне мяч обратно. Слова: куча удав, рукав, макушка, туча, буханка, капуста. 2). Работа над предложением. А теперь в путь, смотрите, а возле моста кто-то чихает и кашляет. Это дядюшка АУ. Он просит вас полечить его, для этого нужно выполнить его задание: «Закончи предложение». У каждого из детей на столах по символу звуков [А] и [У]. Слушайте меня внимательно. Сейчас я буду произносить предложение, а последнее слово в нем я заменю картинкой. Определите последний звук в слове, которое каждый произнесет «про себя», и поднимите соответствующий символ, и после этого произнесете все предложение с этим словом. На дорожке сидела рыжая (кошкА). Пес догоняет пушистую (кошкУ). На скамейке сидела маленькая (девочкА). Мама взяла за руку маленькую (девочкУ). У Тани была игрушечная (белкА). На прогулку Таня возьмет игрушечную (белкУ). И т.п. Вот мы и пришли к замку гласных звуков. Нас встречает Принцесса гласных звуков Звуколина. Она благодарит вас за то, что вы проделали такой трудный путь вместе с её подданными звуковичками «А» и «У» и посетили её чудесное королевство. За это она награждает нас вкуснейшей обворожительнейшей сладостью, которую обожает всё её королевство. Называется она НУУУГААА. Поблагодарим Принцессу Звуколину. А теперь нам пора прощаться с королевством Гласных звуков. До свидания. Произнесём дружно хором волшебные слова. Дружим мы со звуком [А], Повторяем АААААА. Дружим мы со звуком [У], Дружно скажем УУУУУУУУ. 12. Итог занятия. Рефлексия. Вот мы опять у себя в детском садике. Какие звуки мы сегодня вспоминали? Какие они? Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Если вам было интересно, нескучно, то подпрыгните вверх на двух ногах, а если было скучно, неинтересно присядьте.
|