Чистоговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [р], [рь], [л], [ль]. |
Логопедия | |||
Автор: Шинякова Татьяна Владимировна | |||
27.12.2021 04:56 | |||
Чистоговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [р], [рь], [л], [ль]. Логопедам-практикам хорошо известно, что коррекция нарушенного произношения производится в 4 этапа: подготовительный этап, этап постановки, этапы автоматизации и этап дифференциации смешиваемых звуков. Из вышеперечисленных этапов, роль двух последних трудно переоценить. Без полного завершения автоматизации поставленного звука невозможно говорить о его успешном введении в речь ребёнка, так как сохраняется высокая вероятность возврата прежней, дефектной артикуляции. Не менее важным в исправлении детской речи является и этап дифференциации (различения) смешиваемых звуков. Огромную роль в успешном прохождении воспитанниками этих этапов играет правильно подобранный речевой материал.
Различная скорость речевой динамики, многообразие форм проявления речевого нарушения у разных детей требуют такого же многообразия речевого материала для его исправления. И здесь коллеги – учителя-логопеды приходят друг другу на помощь. По моему мнению, в настоящее время можно смело говорить о таком явлении, как «логопедический фольклор». Логопедические потешки, чистоговорки, сказки, основным источником которых являются произведения русского фольклора, переделываются, видоизменяются, приспосабливаясь к речевым потребностям конкретного ребёнка. Передаваясь от логопеда к логопеду посредством печатных изданий, логопедических сайтов в интернете, они оттачиваются, совершенствуются, превращаются в самостоятельные произведения, созданные в соединении традиций устного народного творчества и логопедической практики. Представленные чистоговорки являются авторскими, созданными мною в рамках существующей логопедической традиции. Помимо общепринятого рифмования слоговых рядов, я постаралась уравновесить звукопись в первой и второй частях чистоговорок, попыталась избежать наличия в них других артикуляционно сложных звуков. Так, в чистоговорках на дифференциацию звуков [л]-[в] отсутствуют звуки [ш], [ж], [ч], [щ]. В чистоговорках на различение звуков [л]-[ль] отсутствуют звуки [р] и [рь]. В чистоговорках на автоматизацию звука [р] отсутствуют звуки [л], [ш], [ж], [ч, ] [щ]. В чистоговорках на различение звуков [р]-[л] уже нет каких-либо звуковых ограничений, но сохраняется преобладание самих дифференцируемых звуков. Весь речевой материал объединен общей тематикой. Персонажи чистоговорок – животные, оказавшиеся в забавных ситуациях. Полагаю, что мне удалось внести некоторое разнообразие в традиционный речевой материал. Надеюсь, что данная публикация будет полезна моим коллегам — учителям-логопедам логопунктов и речевых групп, а также воспитателям дошкольных учреждений в работе по улучшению детской речи. «Весёлые чистоговорки» Автоматизация звука [р] Ра-ра, ра-ра-ра – рак ругает осетра. Ро-ро, ро-ро-ро – крот спускается в метро. Ру-ру, ру-ру-ру – есть карман у кенгуру. Ры-ры, ры-ры-ры – в прорубь прыгают бобры. Дифференциация звуков [р]-[л] Ра-ла-ра-ла – не нужна бобру пила. Ро-ло-ро-ло – ворон вылечил крыло. Ру-лу-ру-лу – трудно слушаться ослу. Ры-лы-ры-лы – в небе белые орлы. Ла-ра-ла-ра – белкам завтракать пора. Ло-ро-ло-ро – голубь выронил перо. Лу-ру-лу-ру – лучший хвост у кенгуру. Лы-ры-лы-ры – рыбу ловят комары. Ар-ал-ар-ал – рак баранки продавал. Ор-ол-ор-ол – дрозд дровишек наколол. Ур-ул-ур-ул – тур шакалу подмигнул. Ир-ил-ир-ил – вилки вымыл крокодил. Ал-ар-ал-ар – галстук выбирал комар. Ол-ор-ол-ор – вобла красила забор. Ул-ур-ул-ур – обманула Мурка кур. Ил-ир-ил-ир – выдра выпила кефир. Дифференциация звуков [р]-[рь] Ра-ря-ра-ря – рябчик дразнит снегиря. Ру-рю-ру-рю – ручку Хрюше подарю. Ры-ри-ры-ри – репу парят пескари. Рэ-ре-рэ-ре – грач крупу принёс сестре. Ря-ра-ря-ра – есть бобрята у бобра. Рё-ро-рё-ро – рыба прячет серебро. Рю-ру-рю-ру – гирю купим комару. Ри-ры-ри-ры – гречку греют осетры. Арь-ар-арь-ар – по грибы идёт комар. Орь-ор-орь-ор – рвёт бурёнка мухомор. Урь-ур-урь-ур – пересчитываем кур. Ирь-ир-ирь-ир – грач принёс вороне сыр. Дифференциация звуков [л]-[в] Ла-ва, ла-ва-ва – лайка лаяла слова. Ло-во, ло-во-во – ловим волка одного. Лу-ву, лу-ву-ву – ласка видела сову. Лы-вы, лы-вы-вы – наловил осёл плотвы. Ва-ла, ва-ла-ла – в гости волк позвал козла. Во-ло, во-ло-ло – дятел выдолбил дупло. Ву-лу, ву-лу-лу – вилы вол купил волу. Вы-лы, вы-лы-лы – лама вымыла полы. Лал-вал-лал-вал – вол волынку покупал. Лол-вол-лол-вол – слон во сне муку молол. Лул-вул-лул-вул – буйвол валенки обул. Лыл-выл-лыл-выл — лось на вилы наступил. Дифференциация звуков [л]-[ль] Ла-ля, ла-ля-ля – лайка белит тополя. Ло-лё, ло-лё-лё – полоскал налим бельё. Лу-лю, лу-лю-лю – ламе лавку побелю. Лы-ли, лы-ли-ли – львы сидели на мели. Ля-ла, ля-ла-ла – лета ласточка ждала. Лё-ло, лё-ло-ло – платье камбале мало. Лю-лу, лю-лу-лу – линь танцует на балу. Ли-лы, ли-лы-лы – клетку клеили щеглы.
|