Актуализация лексики дошкольников методом ассоциаций. |
Логопедия | |||
Автор: Захарова Ольга Герольдовна | |||
16.12.2021 19:21 | |||
Актуализация лексики дошкольников методом ассоциаций. Развитие словаря дошкольников у детей с ОНР является одной из приоритетных задач. Мы, логопеды, сталкиваемся с тем, что у ребенка с общим недоразвитием речи, очень бедный словарный запас. Дети не умеют пересказывать, им трудно выучить стихотворение, в их речи много аграмматизмов. Словарь является фундаментом развития всех компонентов речи. Сделать работу по обогащению лексики ребенка более интересной, продуктивной помогает использование такого игрового ассоциативного приема, как составление синквейна. С его помощью на любом этапе изучения лексической темы мы можем проверить что находится у ребенка на уровне ассоциаций. Что же такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского «пять» и означает стихотворение. Синквейн – стихотворная форма, состоящая из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это стих, написанный по следующим правилам: Первая строка – одно существительное выражающее главную тему. Вторая строка – два прилагательных. Это описание признаков предмета и его свойств. Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающих действие предмета. Четвертая строка – предложение, фраза несущая определенный смысл.
Пятая строка – вывод — одно (иногда два) слова. Выражение своих чувств, ассоциаций связанных с предметом. Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хоку. Это маленький стих состоящий из трех строк без рифмы. Как же я строю работу с этим приемом? В начале работы детям целесообразно предлагать готовые синквейны для прослушивания, например: Зима Красивая, снежная Морозит, засыпает, сверкает Снег засыпал дорожки. Холодно. Затем я веду работу по следующему алгоритму. На первом этапе вводится понятие: слово-предмет, предъявляется модель – существительное, актуализируется номинативная лексика. Схема модель-существительное Кто это? ёжик (заяц, медведь) Что это? зима (листопад, лес) Второй этап. На нем происходит расширение словаря прилагательных. Дети учатся составлять словосочетания, например: Ежик какой? (колючий, маленький) Заяц какой? (пугливый, шустрый) Схема модель-прилагательное На третьем этапе ведется работа над предикативной лексикой. Появляется модель — действия предмета: Схема модель-глагол Ежик что делает? Бегает, спит, собирает На четвертом этапе дети учатся составлять предложения о предъявленном предмете. Кто? Какой? Что делаетет? Далее детям предъявляется схема составления синквейна (стиха), сначала в виде картинок: Когда дети овладевают составлением синквейна по картинке им предлагается алгоритм составления стиха (синквейна) Предмет (тема) – одно слово-существительное. Два прилагательных по теме. Три глагола по теме. Предложение по теме. Ассоциация по теме: одно слово-предмет (или свое отношение) Почему я беру именно такие схемы-модели? Это связанно с тем, что в дальнейшем, работая в школе, над разбором предложения дети с легкостью и без ошибок находят все члены предложения. И я не раз слышала слова благодарности от учителей начальных классов. Вы можете попробовать свои обозначения и сделать как будет удобно вам и вашим воспитанникам. Вот несколько примеров синквейнов составленные моими воспитанниками: Лось рогатый, сильный пьет, ест, гуляет Лось пьет воду из реки. Испуг, смелость. (Антонов Арсений, 6лет) Колобок Круглый, добрый Катится, поет, печется Веселый колобок поет песни. Смешно. (Кирилл Лукашов, 6 лет) При составлении первых синквейнов строгое соблюдение правил не обязательно. Дети могут сказать не два, а три прилагательных, или составить предложение из трех, пяти и более слов, а свое отношение в пятой строчке стиха могут выразить двумя или тремя словами. Так же первые синквейны могут быть коллективными, а логопед на этом этапе помогает своими вопросами. Постепенно дети привыкают к правилам составления синквейна. Придумывание нерифмованных стихов превращается в игру. Составлять с детьми такие стихи весело, полезно и интересно. У детей развивается мышление, память, интерес к окружающему миру, а главное – увеличивается и обогащается словарный запас, развивается речь. Когда дети хорошо овладевают техникой составления синквейна можно предлагать их сочинения как итог изучения какой-то лексической темы, например «Одежда», «Животные» и т. п. А можно и наоборот, составлять синквейны в начале изучения лексической темы, чтобы проверить, что дети уже знают. Проанализировав эти данные можно корректировать ход изучения темы. В чем же эффективность этого приема?
Попробуйте поиграть с детьми в такие стихи! Уверенна у вас все получится! А какой заряд энергии, позитива получат дети и вы от совместного творчества!
|