ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ |
Логопедия | |||
Автор: Любавина Елена Борисовна | |||
03.12.2021 06:27 | |||
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ учитель-логопед Е.Б. Любавина МДОБУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» г. Волхов Необходимым условием полноценного речевого развития дошкольников является тесное сотрудничество педагогов детского сада и семьи. Наилучших результатов можно достигнуть лишь в том случае, если логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно, в одной команде. Взаимодействие педагогов с семьёй подразумевает распределение задач между всеми участниками коррекционного процесса. Деятельность родителей, как полноправных субъектов образовательного пространства, даёт возможность понять им собственную ответственность за образовательный и воспитательный процесс своего ребёнка, мотивирует к овладению средствами и методами их реализации.
Правильно организованная совместная работа даст возможность родителям понять необходимость своего участия в коррекции речевого дефекта, повысить свою значимость в обучении ребёнка. Они могут помочь ребёнку поверить в собственные возможности, тем самым мотивируя его к дальнейшему обучению. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок научился свободно общаться с людьми и успешно взаимодействовать с ними. Но далеко не все понимают, что для этого необходимо научиться правильно и красиво говорить. Речь – это показатель развития человека в целом, это его визитная карточка. Однако родители часто отстраняются от работы по исправлению дефекта речи у своего ребёнка по ряду причин: из-за низкой осведомлённости в вопросе патологии и коррекции речи, из-за отсутствия необходимых педагогических знаний, из-за того, что не могут найти свободное время для занятий со своим ребёнком, а часто из-за нежелания найти его. В последние годы с появлением изобилия компьютерной техники, у родителей появилась возможность безо всяких усилий занять своих детей, предоставив им в свободное распоряжение телефон, планшет или посадить его к компьютеру для просмотра бессмысленных, а часто вредных роликов, картинок, передач. Основные задачи, которые педагоги ставят перед собой в работе с родителями с родителями это:
Для непрерывной связи с родителями в нашей группе используются активные и интерактивные формы работы; из активных — и традиционные, и нетрадиционные (коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные). Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия. При планировании коллективных форм работы педагоги нашей группы отдают большее предпочтение мероприятиям, участниками которых являются педагоги и родители вместе с детьми. Одним из таких мероприятий является родительское собрание в нетрадиционной форме. Данная форма взаимодействия позволяет обеспечить педагогам и родителям более близкий творческий контакт, установить доверительные, партнерские отношения, призывает устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытыми для общения. Например, на собрании «Наши игры» мы предложили и показали разнообразие игр для развития грамматического строя речи использовали различные виды их организации:
Между турами совместно с семьями детей проводили музыкальные и спортивные паузы. Собрание «Путешествие в страну сказок» было посвящено произведениям А.С. Пушкина и К.И. Чуковского, где уделялось большое внимание обогащению словарного запаса ребёнка и диалогической речи, развитию грамматического строя речи, как у детей, так и у родителей. В начале нашего весёлого мероприятия проводились соревновательные игры для развития грамматических категорий, а во второй части родители показали ребятам костюмированную сказку. Перед этим собранием была проведена большая подготовительная работа: подготовка и проведение викторины, оформление игр, выбор и разучивание с детьми стихов, отрывков из сказок, изготовление костюмов. Активное участие родителей в этом мероприятии дало им возможность повысить им собственную значимость, понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка. Не менее важной формой для привлечения интереса родителей к коррекционно-развивающему процессу является проектная деятельность. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают не только творческие способности детей, но и вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Семьи, участвуя в реализации проекта, являются как источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, так и непосредственными участниками образовательного процесса, накапливают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Одним из наиболее ярких был долгосрочный проект «Путешествие к королеве Азбуки». Важным фактором в решении поставленных задач являлось тесное сотрудничество с родителями, их заинтересованность и вовлечение в деятельности детей и группы:
Хочется отметить ещё один проект, не менее запоминающийся — «В стране гласных звуков и букв», где родители принимали активное участие в изготовлении гласных букв, миникнижек с гласными буквами со стихами, пословицами, чистоговорками, загадками, рассказами и сказками. Родители настолько проявили творчество, что некоторые книжки можно использовать в качестве учебного пособия. В данном проекте они так понимающе и заинтересованно включились в работу, что беседовали не только с педагогами и своими детьми, но и друг с другом, и с другими детьми группы о том, какие книги они прочитали, когда ходили в библиотеку, какие материалы использовали для изготовления букв, в каких книгах искали материал для миникнижек, чем рисовали, откуда вырезали картинки. На заключительном этапе родители самостоятельно решили презентовать свои пособия вместе с детьми. Только в совместной деятельности у родителей приходит более глубокое понимание необходимости его участия в жизни ребёнка, осознания своей роли в воспитании и коррекционно-развивающей деятельности по исправлению дефектов речи. Понравилась родителям и педагогам предновогодняя «Литературная гостиная». Данное мероприятие в группе мы провели пока один раз. Надеемся, что оно станет доброй традицией в нашем дружном коллективе. «Литературная гостиная» – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, литературную игру, диалог со зрителем и даже дискуссию. Особенность этой формы взаимодействия с родителями заключается в том, что она может объединить детей разных возрастных групп (средней, старшей и подготовительной) и разного уровня подготовки. В ней могут участвовать педагоги и родители, выпускники ДОУ – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения. Целью коррекционной работы являлось закрепление и автоматизация поставленных звуков в стихах. На примере «Литературной гостиной», мы пытались организовать мероприятие таким образом, чтобы родители поняли, насколько важно их участие в создании условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду, повысить родительскую компетенцию в изучении литературных произведений. Родители поняли свою роль в этом мероприятии и с удовольствием взяли на себя её выполнение, предоставив детям выбор произведений о празднике Нового года, костюмы для детей, атрибуты к вечеру и, конечно, автоматизацию поставленных звуков в выбранном стихотворении. Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Такие мероприятия должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для «галочки». Поэтому консультации для решения текущих проблем мы решили проводить в форме «Круглого стола». «Круглые столы» характеризуются тем, что:
Преимущества организации «круглого стола»:
Подобная форма общения нравится родителям тем, что они самостоятельно могут выбирать темы для «Круглого стола», готовить вопросы для него, а часто и ответы, почерпнув их из печатной литературы или интернета. До введения ограничительных мер встречи с родителями и детьми за «круглым столом» происходили ежемесячно в течение всего учебного года. Например, наиболее актуальными в прошлом учебном году были:
К этим мероприятиям готовится специальное оборудование или организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, одежда для кукол, кубики и др. К этой выставке родители безо всякой просьбы приносили игры и пособия готовые или сделанные своими руками, которыми пользуемся по сей день. Мы стараемся не перегружать информацией друг друга с родителями и устанавливаем временные ограничения, не затягивая мероприятие. При этом чаще приходится ограничивать время педагогам, потому что интерес родителей иногда затягивается на продолжительное время. При данных встречах не следует злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и могут создать барьер в общении. Эпидемиологическая ситуация в нашей стране, как и во всём мире, внесла значительные изменения во всей сфере деятельности, в том числе и в работу учителя-логопеда. Но развитие ребенка не должно прерываться ни при каких условиях. Педагоги нашей группы, как и другие работники педагогических учреждений столкнулись с трудностями организации коррекционного процесса, взаимодействия с детьми и с родителями. В связи с изменением учебного формата, для всех педагогов детских учреждений встал вопрос об организации дистанционного обучения, которое позволило бы доступно и в нужном формате преподносить информацию для детей и их родителей. Существуют разные виды дистанционного обучения: онлайн- обучение (WhatsApp, Zoom, Skype), интерактивные учебные материалы (использование воспитанниками и родителями имеющихся в ДОУ электронных образовательных программ, дидактических игр), самостоятельная работа родителей через электронную почту, социальные сети. Возможно сочетание разных наиболее удобных вариантов, при этом следует заранее обсудить и договориться с родителями о том, какой вариант является для них наиболее удобным в использовании. В ходе этой проблемы мы оставили для себя приемлемой и наиболее эффективной формой взаимодействия общение в группе «В контакте». Здесь педагоги ежедневно выкладывали задания по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, коррекции лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, проводили конкурсы чтецов, поделок, конкурс рисунков к Дню Победы, «День креатива» под девизом «Здоровым – быть здорово!», «День мяча», «Здоровые ножки», дистанционный конкурс юных исследователей, предлагали список литературы для прочтения детям и многое другое. Родители с большим желанием каждый раз откликались, присылая выполненные работы в группу. С вопросами и предоставленной информации о выполненных логопедических заданиях обращались в личные сообщения и по телефону. Естественно, что данный способ взаимодействия педагогов с родителями и детьми не достаточно целостный и имеет много трудности, но, безусловно, такая форма взаимодействия стала необходима в определённом периоде пандемии и оказалась довольно продуктивной и востребованной в условиях обычного режима. Мы продолжаем взаимодействовать с родителями в данном формате. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания и развития детей невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Используемая литература.
|