Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ
Логопедия
Автор: Любавина Елена Борисовна   
03.12.2021 06:27

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ

учитель-логопед Е.Б. Любавина МДОБУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» г. Волхов

Необходимым условием полноценного речевого развития дошкольников является тесное сотрудничество педагогов детского сада и семьи. Наилучших результатов можно достигнуть лишь в том случае, если логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно, в одной команде. Взаимодействие педагогов с семьёй подразумевает распределение задач между всеми участниками коррекционного процесса.

Деятельность родителей, как полноправных субъектов образовательного пространства, даёт возможность понять им собственную ответственность за образовательный и воспитательный процесс своего ребёнка, мотивирует к овладению средствами и методами их реализации.

 

Скачать конспект

Правильно организованная совместная работа даст возможность родителям понять необходимость своего участия в коррекции речевого дефекта, повысить свою значимость в обучении ребёнка. Они могут помочь ребёнку поверить в собственные возможности, тем самым мотивируя его к дальнейшему обучению.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок научился свободно общаться с людьми и успешно взаимодействовать с ними. Но далеко не все понимают, что для этого необходимо научиться правильно и красиво говорить. Речь – это показатель развития человека в целом, это его визитная карточка.

Однако родители часто отстраняются от работы по исправлению дефекта речи у своего ребёнка по ряду причин: из-за низкой осведомлённости в вопросе патологии и коррекции речи, из-за отсутствия необходимых педагогических знаний, из-за того, что не могут найти свободное время для занятий со своим ребёнком, а часто из-за нежелания найти его. В последние годы с появлением изобилия компьютерной техники, у родителей появилась возможность безо всяких усилий занять своих детей, предоставив им в свободное распоряжение телефон, планшет или посадить его к компьютеру для просмотра бессмысленных, а часто вредных роликов, картинок, передач.

Основные задачи, которые педагоги ставят перед собой в работе с родителями с родителями это:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединение совместных усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
  • поддерживание их уверенности в собственных педагогических возможностях, ощущении своей значимости в коррекции речевого дефекта своего ребёнка;
  • мотивирование родителей активно помогать ребенку;
  • повышение уровня педагогической компетенции родителей.

Для непрерывной связи с родителями в нашей группе используются активные и интерактивные формы работы; из активных — и традиционные, и нетрадиционные (коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные). Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия.

При планировании коллективных форм работы педагоги нашей группы отдают большее предпочтение мероприятиям, участниками которых являются педагоги и родители вместе с детьми.

Одним из таких мероприятий является родительское собрание в нетрадиционной форме. Данная форма взаимодействия позволяет обеспечить педагогам и родителям более близкий творческий контакт, установить доверительные, партнерские отношения, призывает устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытыми для общения.

Например, на собрании «Наши игры» мы предложили и показали разнообразие игр для развития грамматического строя речи использовали различные виды их организации:

  • две команды: по восемь родителей со своими детьми в каждой ( «Невиданный зверь»: ухо зайца, хвост лисы, ноги лося, туловище волка, морда кабана (образование притяжательных прилагательных); «Кто больше составит предложений по картинке?», «Маленькие слова» (практическое употребление предлогов));
  • две команды: родители против детей ( «Подбери признак» (согласование прилагательного с существительным), «Что делает Незнайка?» (образование приставочных глаголов);
  • индивидуальное первенство (игра с мячом «Наоборот» (слова-антонимы); «Придумай слово» (образование сложных слов); «Сколько?» согласование существительного с числительным).

Между турами совместно с семьями детей проводили музыкальные и спортивные паузы.

Собрание «Путешествие в страну сказок» было посвящено произведениям А.С. Пушкина и К.И. Чуковского, где уделялось большое внимание обогащению словарного запаса ребёнка и диалогической речи, развитию грамматического строя речи, как у детей, так и у родителей. В начале нашего весёлого мероприятия проводились соревновательные игры для развития грамматических категорий, а во второй части родители показали ребятам костюмированную сказку.

Перед этим собранием была проведена большая подготовительная работа: подготовка и проведение викторины, оформление игр, выбор и разучивание с детьми стихов, отрывков из сказок, изготовление костюмов. Активное участие родителей в этом мероприятии дало им возможность повысить им собственную значимость, понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка.

Не менее важной формой для привлечения интереса родителей к коррекционно-развивающему процессу является проектная деятельность. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают не только творческие способности детей, но и вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Семьи, участвуя в реализации проекта, являются как источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, так и непосредственными участниками образовательного процесса, накапливают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Одним из наиболее ярких был долгосрочный проект «Путешествие к королеве Азбуки». Важным фактором в решении поставленных задач являлось тесное сотрудничество с родителями, их заинтересованность и вовлечение в деятельности детей и группы:

  • организация совместных круглых столов по заданным родителями темам для ознакомления с играми с буквами, дидактическими играми по развитию грамматического строя речи, составлению схем предложений и составлению предложения по схеме;
  • изготовление дома с детьми букв из различных материалов;
  • сочинение сказок и стихов на определённый звук и букву;
  • повторение разученных стихотворений о буквах;
  • походы родителей с детьми в библиотеку;
  • семейное чтение книг из библиотеки;
  • заинтересованность родителей о подготовке к обучению чтения детей и, как следствие, просьба показать им занятие по анализу слова и предложения.

Хочется отметить ещё один проект, не менее запоминающийся — «В стране гласных звуков и букв», где родители принимали активное участие в изготовлении гласных букв, миникнижек с гласными буквами со стихами, пословицами, чистоговорками, загадками, рассказами и сказками.

Родители настолько проявили творчество, что некоторые книжки можно использовать в качестве учебного пособия. В данном проекте они так понимающе и заинтересованно включились в работу, что беседовали не только с педагогами и своими детьми, но и друг с другом, и с другими детьми группы о том, какие книги они прочитали, когда ходили в библиотеку, какие материалы использовали для изготовления букв, в каких книгах искали материал для миникнижек, чем рисовали, откуда вырезали картинки. На заключительном этапе родители самостоятельно решили презентовать свои пособия вместе с детьми.

Только в совместной деятельности у родителей приходит более глубокое понимание необходимости его участия в жизни ребёнка, осознания своей роли в воспитании и коррекционно-развивающей деятельности по исправлению дефектов речи.

Понравилась родителям и педагогам предновогодняя «Литературная гостиная». Данное мероприятие в группе мы провели пока один раз. Надеемся, что оно станет доброй традицией в нашем дружном коллективе.

«Литературная гостиная» – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, литературную игру, диалог со зрителем и даже дискуссию.

Особенность этой формы взаимодействия с родителями заключается в том, что она может объединить детей разных возрастных групп (средней, старшей и подготовительной) и разного уровня подготовки. В ней могут участвовать педагоги и родители, выпускники ДОУ – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения.

Целью коррекционной работы являлось закрепление и автоматизация поставленных звуков в стихах.

На примере «Литературной гостиной», мы пытались организовать мероприятие таким образом, чтобы родители поняли, насколько важно их участие в создании условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду, повысить родительскую компетенцию в изучении литературных произведений. Родители поняли свою роль в этом мероприятии и с удовольствием взяли на себя её выполнение, предоставив детям выбор произведений о празднике Нового года, костюмы для детей, атрибуты к вечеру и, конечно, автоматизацию поставленных звуков в выбранном стихотворении.

Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Такие мероприятия должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для «галочки». Поэтому консультации для решения текущих проблем мы решили проводить в форме «Круглого стола».

«Круглые столы» характеризуются тем, что:

  • проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем;
  • обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников;
  • в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;
  • участники имеют равные права и высказываются в определенном порядке.

Преимущества организации «круглого стола»:

  • присутствующие могут свободно высказывать собственные суждения;
  • мероприятие проходит в достаточно неформальной обстановке, высказаться можно тогда, когда хочется, а не когда подойдет очередь;
  • нет жесткого регламента и порядка выступлений;
  • для педагогов не будет драматичной ситуация, если кто-то из родителей не сможет присутствовать.

Подобная форма общения нравится родителям тем, что они самостоятельно могут выбирать темы для «Круглого стола», готовить вопросы для него, а часто и ответы, почерпнув их из печатной литературы или интернета.

До введения ограничительных мер встречи с родителями и детьми за «круглым столом» происходили ежемесячно в течение всего учебного года. Например, наиболее актуальными в прошлом учебном году были:

  • развитие дыхания ( «Ветерок»);
  • артикуляционная гимнастика ( «Наш весёлый язычок»);
  • развитие мелкой моторики ( «Наши пальчики играли»);
  • звуко-буквенный анализ и синтез слов ( «Кот и кит»);
  • обучение чтению ( «Загадочные буквы»);
  • развитие грамматического строя речи ( «Волшебный мяч»);
  • анализ предложения ( «Я умею говорить»);
  • предлоги ( «Дом и Гном»).

К этим мероприятиям готовится специальное оборудование или организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, одежда для кукол, кубики и др. К этой выставке родители безо всякой просьбы приносили игры и пособия готовые или сделанные своими руками, которыми пользуемся по сей день.

Мы стараемся не перегружать информацией друг друга с родителями и устанавливаем временные ограничения, не затягивая мероприятие. При этом чаще приходится ограничивать время педагогам, потому что интерес родителей иногда затягивается на продолжительное время.

При данных встречах не следует злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и могут создать барьер в общении.

Эпидемиологическая ситуация в нашей стране, как и во всём мире, внесла значительные изменения во всей сфере деятельности, в том числе и в работу учителя-логопеда. Но развитие ребенка не должно прерываться ни при каких условиях. Педагоги нашей группы, как и другие работники педагогических учреждений столкнулись с трудностями организации коррекционного процесса, взаимодействия с детьми и с родителями.

В связи с изменением учебного формата, для всех педагогов детских учреждений встал вопрос об организации дистанционного обучения, которое позволило бы доступно и в нужном формате преподносить информацию для детей и их родителей.

Существуют разные виды дистанционного обучения: онлайн- обучение (WhatsApp, Zoom, Skype), интерактивные учебные материалы (использование воспитанниками и родителями имеющихся в ДОУ электронных образовательных программ, дидактических игр), самостоятельная работа родителей через электронную почту, социальные сети.

Возможно сочетание разных наиболее удобных вариантов, при этом следует заранее обсудить и договориться с родителями о том, какой вариант является для них наиболее удобным в использовании.

В ходе этой проблемы мы оставили для себя приемлемой и наиболее эффективной формой взаимодействия общение в группе «В контакте». Здесь педагоги ежедневно выкладывали задания по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, коррекции лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, проводили конкурсы чтецов, поделок, конкурс рисунков к Дню Победы, «День креатива» под девизом «Здоровым – быть здорово!», «День мяча», «Здоровые ножки», дистанционный конкурс юных исследователей, предлагали список литературы для прочтения детям и многое другое. Родители с большим желанием каждый раз откликались, присылая выполненные работы в группу. С вопросами и предоставленной информации о выполненных логопедических заданиях обращались в личные сообщения и по телефону.

Естественно, что данный способ взаимодействия педагогов с родителями и детьми не достаточно целостный и имеет много трудности, но, безусловно, такая форма взаимодействия стала необходима в определённом периоде пандемии и оказалась довольно продуктивной и востребованной в условиях обычного режима. Мы продолжаем взаимодействовать с родителями в данном формате.

Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания и развития детей невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Используемая литература.

  1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»)
  2. Миленко В., Лысенко Г. Родительские собрания-студии как форма взаимодействия ДОУ и семей воспитанников // Дошкольное воспитание. 2005 год, № 12. — С. 26.
  3. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.
  4. Перелыгина А.О. Формы и методы работы учителя-логопеда с родителями в условиях пандемии // Интернет ресурсы. Опубликовано 20. 08. 2020
  5. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. -М., Сфера, 2007год.
  6. Симакова, Т.П. Субъектная позиция семьи в открытом образовательном пространстве: монография. — Томск: ЦНТИ, 2011. — 236 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год