Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у дядюшки АУ» |
Логопедия | |||
Автор: Чернова Елена Васильевна | |||
21.05.2021 04:42 | |||
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у дядюшки АУ» (развитие лексико-грамматических категорий и связной речи по теме: «Дикие животные»). Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовск детский сад № 49 «Родничок» Цели: Коррекционно-образовательные: активизация и обогащение словаря по теме; совершенствование грамматического строя (закрепление предложно-падежных форм, употребление существительных в форме родительного падежа, употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Коррекционно-развивающие: развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, мелкой и общей моторики. Коррекционно-воспитательные: формирование интереса к живой природе, доброжелательности. Форма организации — интегрированная НОД. Материал и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, кукла Дядюшки АУ, презентация по теме, демонстрационный и раздаточный картинный материал, звуковые пеналы, схема звуков.
Предварительная работа: чтение произведений, загадывание загадок о диких и домашних животных; рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, беседы по содержанию; дидактические и речевые игры: «Какой, какая, какое?», «Назови ласково», «Веселый счет», «Назови детенышей», «Кто кем был и кто кем станет?», «Назови семью животного», «Чей, чья, чье?»; игры на развитие связной речи: «Составь предложение», «Путаница», «Сравни животных», «Составь описательный рассказ»; просмотр мультфильмов. Ход образовательной деятельности. Организационный момент. Дети стоят в кругу с логопедом. Логопед: Ребята, к нам сегодня из мультфильма пришел Дядюшка АУ. Он приглашает нас к себе в гости. Вы знаете, где он живет? (Нет!) Дядюшка АУ живет в лесу. И сейчас мы отправимся туда. А вы знаете, как себя нужно вести в гостях? (Нужно вести себя хорошо, не шуметь, не кричать, не баловаться). Правильно. А теперь отправляемся в путь. Идти нужно друг за другом. (Дети идут друг за другом, имитируя ходьбу по снегу). Логопед: Ребята, что-то стало холодно, чтобы не замерзнуть нам надо погреть руки и щеки. (Детям предлагается выполнить упражнения на дыхание «Погреем руки» и элементы самомассажа кистей рук и щек). Познавательная мотивация. (Включается презентация) Логопед: Ну, вот мы и пришли. Дядюшка АУ спрашивает вас, знаете ли вы, кто живет в лесу? (Да. В лесу живут животные и птицы). А кто сможет назвать животных? (Волк, лиса, заяц, белка, ежик, медведь…) Как этих животных можно назвать? (Дикие животные). Почему их так называют? (Потому что они живут в лесу. Сами себе добывают пищу, строят жилище, ухаживают за детенышами). (Логопед просит детей отвечать полными распространенными предложениями). Игра «Назови ласково». Логопед: Ребята, по-моему, Дядюшка АУ чем-то озабочен. Что случилось? Он говорит, что все животные куда-то подевались. Я, думаю, ребята, что Дядюшка АУ был с ними очень строг (он ведь хозяин леса), поэтому звери все обиделись на него и попрятались. Давайте научим Дядюшку АУ называть животных ласково. (на доске появляются картинки с изображением животных). (Волк – волчок, лиса – лисичка, заяц – зайчик, белка – белочка, еж – ежик…Детям, у которых грамматические категории развиты на более высоком уровне предлагается задание с усложнением, т.е. согласование прилагательных с существительными: серый волк – серенький волчок, рыжая лиса – рыженькая лисичка...) Игра «Веселый счет». Логопед: Ребята, Дядюшка АУ говорит, что у него в лесу так много животных, что он просто счет им потерял. Давайте поможем ему пересчитать всех животных. (детям раздаются картинки с игрой «Веселый счет», также некоторые дети выходят к доске и выполняют задание у доски). (Один серый волк – два серых волка – много серых волков; одна рыжая лиса – две рыжие лисы – много рыжих лис; один быстрый заяц – два быстрых зайца – много быстрых зайцев…Детям, у которых данное задание взывает затруднение, предлагается упрощенный вариант: один волк – два волка – много волков, одна лиса – две лисы – много лис..) Игра «У кого кто?» Логопед: Ребята, Дядюшка АУ говорит, что скоро наступит весна и у животных появятся детеныши. А сможете ли вы их назвать? (У лисы – лисенок – лисята; у зайца – зайчонок – зайчата; у волка – волчонок – волчата…) (дети работают по индивидуальным карточкам и у доски). Логопед: Дядюшка АУ говорит, что детеныши очень любят проказничать, играть и веселиться. Мы тоже любим играть. Давайте покажем, как мы это делаем. Динамическая пауза. Игра «На водопой». Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой лисицей крался…лисенок, За мамой медведицей топал… За мамой бельчихой бежали… За мамой зайчихой скакали… А за ежихой катились… Волчица вела за собою…волчат. Все мамы и детки напиться хотят. (Дети выполняют, имитируют движения животных). Логопед: Дядюшка АУ говорит, что все звери в лесу живут своими семьями. Он предлагает нам назвать звериную семью. Игра «Назови семью». Папа волк, мама волчица, у них волчонок – это волчья семья; папа кабан, мама кабаниха, у них кабаненок – это кабанья семья; папа заяц, мама зайчиха, у них зайчонок – это заячья семья… (Презентация выключается). Логопед: Ребята, Дядюшка АУ просит у нас помощи. Он говорит, что эти звери не из его леса. (Логопед обращает внимание детей на доску, на которой расположены картинки. На одной из них изображен деревенский дом, на другой – лес. Между этими картинками расположены карточки с изображениями диких и домашних животных). Игра «Наведи порядок». (Логопед предлагает детям разделить животных на две группы: к картинке, на которой нарисован лес, необходимо поставить картинки с изображениями диких животных, а к картинке, на которой изображен дом – домашних животных. Детям предложено выполнить это задание как индивидуально, так и в парах). Логопед: Давайте Дядюшке АУ расскажем про домашних животных. Почему они так называются? (Это домашние животные. Они так называются, потому что живут рядом с человеком. Человек о них заботится, ухаживает, кормит, готовит на зиму корм, лечит их…) Логопед: Молодцы! Правильно. Ребята, давайте научим Дядюшку АУ умным и интересным играм, и когда в лесу весной появятся детеныши, он научит их играть. Игра «Раздели слова на слоги». (Детям предлагаются слова: заяц, кабан, лиса, волк, медведь, белка…) Логопед: Ребята, так как Дядюшка АУ не умеет читать, давайте научим его выкладывать слова с помощью наших волшебных звуковых фишек. (Дети с помощью цветных фишек выполняют звуковой анализ слов «АУ», «ВОЛК»). Молодцы! Ну, а теперь нам пора возвращаться домой. Попрощайтесь с Дядюшкой АУ. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Логопед. Кто к нам сегодня приходил в гости? Где мы сегодня побывали? С кем мы там встретились? О чем говорили на занятии? Чьи ответы вам понравились больше всего? (дети оценивают деятельность друг друга). Логопед. Молодцы! Мне понравились сегодня ответы всех детей. И я хочу, чтобы вы дома вместе с родителями поиграли в игры, в которые мы с вами играем в детском саду.
|