Особенности привлечения родителей детей с речевыми нарушениями к коррекционной работе в условиях дошкольного образовательного учреждения. |
Логопедия | |||
Автор: Вебер Екатерина Викторовна | |||
16.05.2021 08:50 | |||
Особенности привлечения родителей детей с речевыми нарушениями к коррекционной работе в условиях дошкольного образовательного учреждения. Автор: Вебер Екатерина Викторовна Учитель-логопед МАДОУ 85 г. Томска Студент 2 курса магистратуры ТГПУ ФПСО Аннотация. Данная статья посвящена проблеме привлечения родителей к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Приводятся данные диагностики структур педагогической компетентности родителей и их готовности стать полноправными участниками коррекционного процесса. Рассматривается план по формированию родительской компетентности. Ключевые слова: компетентность родителей, коррекционная работа, педагогические знания, умения навыки, структурные компоненты, наставничество, работа с родителями
Л. С. Выготский отмечал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются средой, в которой он развивается. Не только органические повреждения, наследственность и перинатальные повреждения, но и негативные факторы семейного окружения и воспитания способны влиять на речь, вызвать задержку речевого развития, нарушения всех компонентов речи. В законе «Об образовании» РФ выделяется преимущественное право родителей (законных представителей) на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Ребенок с самого рождения, общаясь со своей семьей еще не вербально подражает мимике, имитирует жесты и слушает окружающие его звуки, речь родителей. Родители для него «являются образцом, того, что должно получиться в конце его развития». В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию ДОУ с родителями, одним из которых является поддержка семьи и повышение компетентности родителей, так как компетентное родительство-это важная задача биосоциального предназначения каждого человека. Компетентное родительство представляется как активная родительская позиция, в получении необходимых педагогических знаний, постоянная готовность пополнять их и применять на практике. Результативность коррекционно-логопедической работы с детьми, зависит от согласованной работы всех участников процесса – логопеда, воспитателей и родителей. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов дошкольного образовательного учреждения является составной частью любой коррекционной программы. С первого знакомства с семьёй ребёнка необходимо определить готовность родителей к сотрудничеству, а также объём коррекционной работы, который они готовы освоить. Это является первым этапом по привлечению родителей к коррекционной работе. После анализа существующих диагностических методик, для измерения начального уровня родительской компетентности на базе ДОУ была использована анкета А. М. Щетининой «Какой я родитель?». Данная анкета измеряет структурные компоненты педагогической компетентности родителей, такие как: ценностно-смысловой, когнитивный, рефлексивный, поведенческо-коммуникативный и поведенческо-деятельностный. Изменению подверглись некоторые вопросы, относящиеся к когнитивной и рефлексивной структуре компетентности таким образом, чтобы можно было иметь представление о готовности родителей к совместной коррекционной работе. Хочется отметить, что не все родители пожелали или смогли заполнить анкету. Только родители 14 детей приняли участие в анкетировании. По результатам диагностики стало понятно, что родителей готовых ограничить собственные интересы ради детей-40%, изучающих литературу для понимания проблем ребенка-46%, способных оценить свои педагогические возможности и способности-70%, и родителей способных к взаимодействию со своими детьми 76%. Из чего можно было сделать вывод-работа по формированию педагогической компетентности необходима и актуальна для этих родителей. Из 13 родителей детей коррекционной группы 55%-7 человек имеют возможность и желание участвовать в коррекционном процессе, но нуждаются в наставничестве для приобретения необходимых знаний (о речевом нарушении с которым имеем дело, приемах и формах работы по устранению недостатков и исправлению дефектов), умений (уметь самим правильно выполнять рекомендации логопеда) и навыков (интересно организовать домашние занятия, своим примером показывать необходимые артикуляционные, дыхательные упражнения, привлекать к домашним делам ребенка для развития мелкой моторики пальцев рук – перебирать крупу, работать с тестом и т. д.). 45%-6 человек в силу своей занятости не всегда могут уделить внимание занятиям с ребенком. Целью формирующего этапа исследования стала разработка и апробация система работы по формированию педагогической компетентности родителей в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации. Поскольку в соответствии с выдвинутой ранее гипотезой это приведёт к повышению эффективности коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Для этого необходимо было обеспечить системное, регулярное осуществление работы на всех этапах исследования: ознакомительно — диагностическом; деятельностном и рефлексивном. Определить формы и методы формирования педагогической компетентности родителей детей с речевыми нарушениями. Были определены три основных этапа работы:
На формирующем этапе, на основании речевых нарушений детей и выявленной уровня сформированности структурных компонентов компетентности у детей и родителей была определена система работы с родителями. Формы взаимодействия с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения условно можно разделить на две большие группы: информационно просветительские и практико-ориентированные. Информационно-просветительские формы направлены на консультирование родителей по проблеме выявленного у ребенка речевого нарушения, повышение компетентности родителей в области имеющегося у ребенка нарушения, просвещение по вопросам коррекции. В реалиях нашего времени эффективное взаимодействие между семьей и ДОУ в вопросах коррекционной работы с дошкольниками предполагает соблюдение такого условия, как налаживание информационной связи между детским садом и семьей. Если родители недостаточно информированы о коррекционной работе логопеда, то они могут неадекватно реагировать на требования, которые им предъявляет ДОУ. Сегодня в вопросе информирования родителей огромная роль принадлежит информационным технологиям. Одной из наиболее эффективных и востребованных форм среди родителей является On-line- консультирование. Что позволяет получять исчерпывающую информацию в удобное для родителей время в условиях удаленного доступа. Время и день On-line- консультации, когда учитель-логопед может быть на связи с родителями, заранее устанавливается. Таким образом, проводятся и индивидуальные консультации и групповые вебинары различной тематики:
Практико-ориентированные формы создают условия для непосредственного участия родителей в коррекционном процессе. Практико-ориентированной формой, по типу таких консультаций, являются On-line- занятия. Очень актуальная форма, особенно для часто болеющих детей. Это индивидуальные логопедические занятия на дому. Требуют создания определенных условий: рабочее место, зеркало, свет, раздаточный материал. Родители совместно с ребенком выполняют рекомендации учителя-логопеда. Задача логопеда, в этом случае, контролировать, направлять, подсказывать, комментировать действия ребенка. Задача родителя — практически помогать ребенку, если он затрудняется в выполнении задания. Как показывает практика, если родители больше знают о том, каких успехов добились дети или педагоги, их интерес к образовательному учреждению существенно повышается. Проведение семинаров для родителей – на дистанционном уровне посредством платформы ZOOM:
Проведение дистанционных родительских собраний. Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка. Такие формы собраний, как подгрупповые позволяют работать с родителями детей со сходными речевыми нарушениями. Проведение консультаций для родителей через messenger WhatsApp Информирование родителей через интернет, сайт детского сада. В ходе экспериментальной работы по формированию педагогической компетентности родителей были составлены методички для родителей, которые могут помочь в выполнении дома рекомендаций логопеда. Данные рекомендации размещены на сайте МАДОУ №85:
В течении этого года, когда группы регулярно закрывались на карантин, и дети сидели дома на самоизоляции, дистанционная форма работы показала, что родители готовы участвовать в мероприятиях по формированию у них знаний, умений и навыков для более эффективной коррекционной работы. Библиографический список
|