Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Система коррекционных упражнений по преодолению нарушения слоговой структуры слова
Логопедия
Автор: Маматова Юлия Владимировна, Микова Анна Григорьевна   
17.11.2016 15:14

Система коррекционных упражнений по преодолению нарушения слоговой структуры словаСистема коррекционных упражнений по преодолению нарушения слоговой структуры слова

подготовили:

  • учитель-логопед Микова А.Г., МАДОУ №33
  • учитель-логопед Маматова Ю.В., МАДОУ №33

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и в семье.

Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

 

Скачать конспект

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а также от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г. В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).

Нарушение слоговой структуры слов – одно из наиболее трудных для коррекции проявление речевой патологии. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков и др.).

Коррекция слоговой структуры слова — это одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.

Этапы формирования слоговой структуры в онтогенезе описал в своей А.Н. Гвоздев работе ( «Вопросы изучения детской речи») и выделил следующие особенности:

  1. Ребенок в возрасте 1 г.3 мес., — 1 г. 8 мес. часто воспроизводит один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га — га».
  2. Ребенок в возрасте 1 г.8 мес. – 1г. 10 мес. уже воспроизводит двухсложные слова, а в трехсложных словах часто опускает один из слогов: «мако» (молоко), «иоька» (яичко).
  3. Ребенок в возрасте 1г. 10мес. – 2г. 1мес. все чаще опускает слог, чаще предударный, в трехсложных словах: «кусу» (укушу); так же может сокращать количество слогов в четырехсложных словах.
  4. Ребенок в возрасте 2г. 10мес. – 2г. 3мес. в многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки: «ципилась» (зацепилась), «линулись» (оглянулись).
  5. У детей в возрасте 2г. 3мес. – 3 года слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

Согласно этому, в норме ребенок к трем годам научается произносить любые слоговые модели.

Выделяю следующие виды нарушений слоговой структуры слова у детей:

1. Неправильное воспроизведение слогового контура слова или выпадение слога:

( «пана» — панама, «моко» — молоко, «бака» — собака)

2. Выпадение слогообразующей гласной:

( «луквица» — луковица, «гусница» — гусеница, «ултика» — улитка)

3. Неправильное воспроизведение контура слова с ошибками в звуковом наполнении:

( «акваиу» — аквариум, «мисионел» — милиционер)

4. Перестановки (метатезы) слогов внутри слова:

( «коломотив» — локомотив, «кошоладка» — шоколадка)

5. Уподобление слогов:

( «какеист» — хоккеист, «деве» — деревья)

6. Сокращение стечения согласных:

( «хост» — хвост, «вок» — волк, «свека» — свекла, «снавик» — снеговик, «бикос» -абрикос)

7. Перестановки и пропуски (элизии) звуков:

( «библатека» — библиотека, «носна» — сосна, «гооби» — голуби)

8. Слияния (контаминации) двух слов в одно:

( «Мифимич» — Михаил Ефимович, «пателефон» — патефон и телефон)

В связи с этим, в школьном звене могут возникнуть следующие виды дисграфических ошибок, являющихся следствием нарушенной слоговой структуры слов у детей:

1. Пропуск слогов в словах:

( «гова» — голова, «кродил» — крокодил)

2. Вставка лишних слогов:

( «монотоцикил» — мотоцикл, «гололова» — голова)

3. Перестановка слогов:

( «мотолок» — молоток, «коркодил» — крокоодил)

4. Недописывание слогов:

( «многи» — многие)

А также виды ошибок при фонематической дислексии, являющейся следствием искажения звуко – слоговой структуры слова:

  1. пропусках согласных и гласных при чтении
  2. добавлении и перестановках звуков
  3. пропусках и перестановках слогов.

В основу работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

Классификация слоговой структуры слов (по А.К. Марковой)

1-класс: двусложные слова, состоящие из открытых слогов (папа, каша).

2-класс: трехсложные слова состоящие из открытых слогов (панама, корова).

3-класс: односложные слова, состоящие из закрытого слога (кот, рот).

4-класс: двусложные слова с закрытым вторым слогом (полет, банан).

5-класс: двусложные слова со стечение согласных в середине слова (палка, сумка).

6-класс: двусложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7-класс: трехсложные слова с закрытым слогом (пароход, пешеход).

8-класс: трехсложные слова со стечением согласных (ромашка, улитка).

9-класс: трехсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым вторым слогом (кораблик, кузнечик).

10-класс: трехсложные слова с двумя стечениями согласных (хлопушка, матрешка).

11 класс: односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, крот).

12 класс: односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13 класс: двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда, фрукты).

14 класс: четырехсложные слова с открытыми слогами (черепаха, кукуруза).

Основными принципами коррекции нарушений слоговой структуры слова являются:

  • наличие фонетико-фонематической базы
  • поэтапность коррекционного процесса
  • использование специальных (зрительных и жестовых) символов звуков
  • отхлопывание слогового контура
  • многократность упражнений.

В коррекционной работе можно выделить два этапа:

Подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале.

Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. На данном этапе рекомендуется развивать концентрацию слухового внимания на материале неречевых звуков; работать над ритмом; формировать общую координацию движений под ритмическую музыку.

Коррекционный этап – работа ведётся на вербальном материале.

Цель – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова. На данном этапе рекомендуется отрабатывать правильную артикуляцию гласных звуков; воспроизводить слоговые ряды; учить проговаривать слова разного слогового состава с учётом усложнения слоговой структуры по А.К. Марковой; упражнять в произношении фраз.

Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.

Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава.

1 этап – работа над ритмом.

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов (например: папА, пАпа, гагА, гАга и т. п.; пАпапа, папАпа, папапА и т.п.). Только после того как будут отработаны звукосочетания разных ритмов со звуками раннего онтогенеза, можно перейти к работе над словом. Если на каком-либо этапе ребенок не может самостоятельно прохлопать слово или звукосочетание, нужно взять его ладони в свои руки и прохлопать, проговаривая, вместе с ним.

Примеры упражнений:

  • выложить определенное количество фигур, д/и «Кружочки» — Выложи перед собой столько кружочков, сколько раз я хлопну».
  • или наоборот: «Хлопни столько раз, сколько кружочков лежит перед тобой».
  • отстучать ритм, д/и «Хлопки», «Морзянка», «Разговор с дятлом». Послушай внимательно и хлопни так же, как я»
  • показать/назвать количество хлопков, д/и «Циферка»«Покажи ту цифру, сколько раз я хлопнула».
  • или наоборот: «Хлопни столько раз, какую цифру я тебе покажу».
  • «Отхлопай ритм по рисунку».

2. На уровне гласных звуков:

Примеры упражнений:

  • Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике
  • Произнеси звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши
  • Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, записи буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО
  • Те же задания с выделением ударного звука: А УА, А У А, АУ А

Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

  • Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; А АА; А А А; АА А.

3. На уровне слогов:

Примеры упражнений:

  • Повторить цепочку слогов:
  • с одинаковыми звуками: д/и «Мастерим домик» (тук-тук-ТУК), «Поезд едет» (чух-ЧУХ-чух) и т.д.
  • с одинаковыми согласными, но разными гласными звуками: д/и «Лепим комок» (па-по-пу-пы), «Катаем снежную бабу» (ба-бо-бу-бы) и т.д.
  • с одинаковыми гласными, но разными согласными: «Телеграфисты» (та-да-та-да) и т.д.
  • с разными звуками: д/и «Запомни и повтори» (запомнить и повторить цепочку из 3-4 слогов сначала простых, потом со стечением согласных: на-ту-до, пта – кто — кну) и т.д.

4. На уровне слов:

Примеры упражнений:

  • знакомство детей с «короткими» и «длинными» словами.
  • отхлопать (простучать, прошагать и т.д.) слова по слогам:
  • (д/и «Разложи по полочкам», «Едем в гости», «Найди домик» и т.д.)
  • д/и «Ромашка» — на определенный слог придумать слова- усложнение: самостоятельно подобрать слова на определенный слог
  • по гласным звукам отгадать слово, д/и «Найди картинку» — Отгадай, какое слово я зашифровала, найди соответствующую картинку.

иА – лиса аА – стакан Уа — сумка аОу — автобус

Иа – слива аО – сапог Ау – кактус ааА – ананас

  • наоборот: а теперь ты загадай мне слово, а я найду картинку.
  • «Слоговая цепочка»: последний слог предыдущего слова должен стать началом нового слова.
  • выделить из слов 1ые слога (последние, вторые) и соединить их в новое слово

Данные виды упражнений логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.

Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год