Система коррекционных упражнений по преодолению нарушения слоговой структуры слова |
Логопедия | |||
Автор: Маматова Юлия Владимировна, Микова Анна Григорьевна | |||
17.11.2016 15:14 | |||
Система коррекционных упражнений по преодолению нарушения слоговой структуры слова подготовили:
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и в семье. Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а также от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г. В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина). Нарушение слоговой структуры слов – одно из наиболее трудных для коррекции проявление речевой патологии. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков и др.). Коррекция слоговой структуры слова — это одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. Этапы формирования слоговой структуры в онтогенезе описал в своей А.Н. Гвоздев работе ( «Вопросы изучения детской речи») и выделил следующие особенности:
Согласно этому, в норме ребенок к трем годам научается произносить любые слоговые модели. Выделяю следующие виды нарушений слоговой структуры слова у детей: 1. Неправильное воспроизведение слогового контура слова или выпадение слога: ( «пана» — панама, «моко» — молоко, «бака» — собака) 2. Выпадение слогообразующей гласной: ( «луквица» — луковица, «гусница» — гусеница, «ултика» — улитка) 3. Неправильное воспроизведение контура слова с ошибками в звуковом наполнении: ( «акваиу» — аквариум, «мисионел» — милиционер) 4. Перестановки (метатезы) слогов внутри слова: ( «коломотив» — локомотив, «кошоладка» — шоколадка) 5. Уподобление слогов: ( «какеист» — хоккеист, «деве» — деревья) 6. Сокращение стечения согласных: ( «хост» — хвост, «вок» — волк, «свека» — свекла, «снавик» — снеговик, «бикос» -абрикос) 7. Перестановки и пропуски (элизии) звуков: ( «библатека» — библиотека, «носна» — сосна, «гооби» — голуби) 8. Слияния (контаминации) двух слов в одно: ( «Мифимич» — Михаил Ефимович, «пателефон» — патефон и телефон) В связи с этим, в школьном звене могут возникнуть следующие виды дисграфических ошибок, являющихся следствием нарушенной слоговой структуры слов у детей: 1. Пропуск слогов в словах: ( «гова» — голова, «кродил» — крокодил) 2. Вставка лишних слогов: ( «монотоцикил» — мотоцикл, «гололова» — голова) 3. Перестановка слогов: ( «мотолок» — молоток, «коркодил» — крокоодил) 4. Недописывание слогов: ( «многи» — многие) А также виды ошибок при фонематической дислексии, являющейся следствием искажения звуко – слоговой структуры слова:
В основу работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов. Классификация слоговой структуры слов (по А.К. Марковой) 1-класс: двусложные слова, состоящие из открытых слогов (папа, каша). 2-класс: трехсложные слова состоящие из открытых слогов (панама, корова). 3-класс: односложные слова, состоящие из закрытого слога (кот, рот). 4-класс: двусложные слова с закрытым вторым слогом (полет, банан). 5-класс: двусложные слова со стечение согласных в середине слова (палка, сумка). 6-класс: двусложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан). 7-класс: трехсложные слова с закрытым слогом (пароход, пешеход). 8-класс: трехсложные слова со стечением согласных (ромашка, улитка). 9-класс: трехсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым вторым слогом (кораблик, кузнечик). 10-класс: трехсложные слова с двумя стечениями согласных (хлопушка, матрешка). 11 класс: односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, крот). 12 класс: односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт). 13 класс: двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда, фрукты). 14 класс: четырехсложные слова с открытыми слогами (черепаха, кукуруза). Основными принципами коррекции нарушений слоговой структуры слова являются:
В коррекционной работе можно выделить два этапа: Подготовительный этап – работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. На данном этапе рекомендуется развивать концентрацию слухового внимания на материале неречевых звуков; работать над ритмом; формировать общую координацию движений под ритмическую музыку. Коррекционный этап – работа ведётся на вербальном материале. Цель – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова. На данном этапе рекомендуется отрабатывать правильную артикуляцию гласных звуков; воспроизводить слоговые ряды; учить проговаривать слова разного слогового состава с учётом усложнения слоговой структуры по А.К. Марковой; упражнять в произношении фраз. Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций. Начинать работу на слоговой структурой рекомендуется не со слов того типа, который нарушен у ребенка, а сначала со слов более простого слогового состава. 1 этап – работа над ритмом. В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов (например: папА, пАпа, гагА, гАга и т. п.; пАпапа, папАпа, папапА и т.п.). Только после того как будут отработаны звукосочетания разных ритмов со звуками раннего онтогенеза, можно перейти к работе над словом. Если на каком-либо этапе ребенок не может самостоятельно прохлопать слово или звукосочетание, нужно взять его ладони в свои руки и прохлопать, проговаривая, вместе с ним. Примеры упражнений:
2. На уровне гласных звуков: Примеры упражнений:
Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
3. На уровне слогов: Примеры упражнений:
4. На уровне слов: Примеры упражнений:
иА – лиса аА – стакан Уа — сумка аОу — автобус Иа – слива аО – сапог Ау – кактус ааА – ананас
Данные виды упражнений логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.
|