ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА |
Логопедия | |||
Автор: Кочеткова Светлана Анатольевна | |||
19.04.2021 20:43 | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С.А. Кочеткова Аннотация. В статье описывается опыт реализации программы инновационной (экспериментальной) деятельности учителя-логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики c воспитанниками подготовительных к школе групп детского сада при взаимодействии с воспитателями групп. Ключевые слова: Биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, речевые нарушения, звукопроизношение, коррекционная работа. С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Согласно результатам логопедического обследования воспитанников подготовительных к школе групп, проведенного учителем-логопедом МОУ «СОШ № 61» в сентябре 2017 года, на начало учебного года в логопедической помощи нуждались 84 ребенка. Поскольку учитель-логопед не может охватить коррекционной работой такое количество воспитанников, было принято решение привлечь воспитателей подготовительных к школе групп к совместной работе по организации логопедических пятиминуток, включающих выполнение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Биоэнергопластика способствует развитию кинестетических ощущений органов артикуляции, способности различать положения органов артикуляционного аппарата, помогает корректировать звукопроизношение. Синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность. Использование метода биоэнергопластики в работе с дошкольниками способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности. Учителем-логопедом была разработана программа инновационной (экспериментальной) деятельности для воспитанников старшего дошкольного возраста «Использование артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда». В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что выполнение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики воспитанниками подготовительных к школе групп (зачисленными и ожидающими зачисления на логопункт) под контролем учителя-логопеда и воспитателей способствует исправлению произношения отдельных звуков и сокращает время, необходимое для постановки звуков у детей, зачисляемых на логопункт. В рамках реализации программы был запланирован ряд мероприятий. В сентябре родители и воспитатели были ознакомлены с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики путем размещения информации на стендах, выступлений учителя-логопеда на родительских собраниях, на индивидуальных консультациях. В сентябре учитель-логопед обучила воспитанников, зачисленных на логопункт, правильному выполнению артикуляционной гимнастики, после чего была синхронизирована работа речевой и мелкой моторики при выполнении артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики. В комплекс были включены упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Конфетка», «Качели», «Расческа», «Иголочка», «Парус», «Чистим зубки», «Накажем непослушный язычок». В октябре для воспитателей был проведен семинар «Взаимодействие воспитателей групп и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. Артикуляционная гимнастика с применением метода биоэнергопластики» и мастер-класс «Использование методов биоэнергопластики, моделирования, пластилинотерапии в работе с детьми с речевыми нарушениями». После этого учитель-логопед и воспитатели подготовительных к школе групп обучили воспитанников, ожидающих зачисления на логопункт, выполнению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики. В дальнейшем воспитатели проводили гимнастику самостоятельно, ежедневно перед завтраком. Воспитанники, зачисленные логопедический пункт, активно помогали воспитателю, участвовали в проведении гимнастики с группой. Учитель-логопед посещала группы, отслеживала и исправляла ошибки воспитанников при выполнении комплекса артикуляционной гимнастики, давала рекомендации. Речь воспитанников, зачисляемых на логопедический пункт в течение учебного года, обследовалась повторно, результаты повторного обследования были зафиксированы в таблицах. В конце апреля для оценки результата экспериментальной деятельности было произведено сравнение количества воспитанников, проходящих обучение с сентября по апрель на логопедическом пункте в 2016-2017 и 2017-2018 учебном году. Так, в апреле 2017 года у 20 детей, посещающих логопункт, был высокий уровень речевого развития, у 24 – выше среднего (44 ребенка с высоким уровнем речевого развития и уровнем речевого развития выше среднего). В апреле 2018 года у 21 ребенка была чистая речь, у 30 уровень речевого развития был выше среднего (51 ребенок с высоким уровнем речевого развития и уровнем речевого развития выше среднего). Таким образом, количество воспитанников с высоким уровнем речевого развития и уровнем речевого развития выше среднего, проходящих обучение с сентября по апрель 2016-2017 и 2017-2018 учебного года, в 2017-2018 учебном году увеличилось на 7 человек, что составляет 15, 9 %. Также учителем-логопедом были суммированы все случаи нарушений звукопроизношения у каждого ребенка, ожидающего зачисления на логопункт, в сентябре 2017 года и во время обследования на момент зачисления в течение учебного года. При первичном обследовании зафиксировано 109 случаев нарушения звукопроизношения, при вторичном – 69 случаев. Положительная динамика составила 37 %. Кроме того, к моменту зачисления на 80% снизилось количество случаев нарушений дифференциации звуков: при первичном обследовании было отмечено 25 случаев нарушения дифференциации звуков, при вторичном — 5. Выполнение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики способствовало исправлению произношения отдельных звуков: у большинства детей при зачислении на логопедический пункт было отмечено меньшее количество нарушений звукопроизношения, органы артикуляции были подготовлены к постановке звуков. Это позволило учителю-логопеду сократить период обучения ребенка на логопедическом пункте и охватить коррекционной работой большее количество воспитанников с речевыми нарушениями. Положительная динамика подтверждает целесообразность и высокую эффективность использования артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей. Библиографический список
|