Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие с семьёй по реализации лексических тем в группе компенсирующей направленности (из опыта работы)
Логопедия
Автор: Прошина Марина Александровна   
16.02.2021 18:41

Взаимодействие с семьёй по реализации лексических тем в группе компенсирующей направленности (из опыта работы)Взаимодействие с семьёй по реализации лексических тем в группе компенсирующей направленности (из опыта работы)

Прошина Марина Александровна, учитель-логопед

Планирование работы на основе лексических тем позволяет охватить все стороны развития ребёнка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

И мы убеждаемся в этом из года в год. Циклическое повторение лексических тем недели позволяет расширять и обогащать словарный запас детей, помогает им познавать окружающий мир на протяжении всего дошкольного детства. Формы работы над лексическими темами в детском саду разнообразны и потому позволяют, во-первых, использовать их в разных режимных моментах. А во-вторых, помогают воспитателям творчески выстраивать совместную деятельность с детьми.

Очень важно подключить к работе с лексическими темами и родителей наших воспитанников. Ведь наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Особенно это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.

 

Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

В логопедических группах нашего детского сада работа строится таким образом. В старшей группе, в конце недели, в пятницу вечером, объявляем родителям тему, над которой будет проводиться работа. Каждому ребенку выдается карточка с вопросами, играми, заданиями, которые родители могут использовать в общении с детьми в часы домашнего досуга, как в выходные дни, так и в течение предстоящей недели. Родители с детьми выполняют задания в специально заведённой, лексической, тетради. И приносят её в понедельник в детский сад. Таким образом, родители готовят детей к введению в тему недели. Такую цель преследуем мы. Хотя, как мне известно, педагоги могут выдавать такие задания и после пройденной темы. В таком случае их цель – закрепление пройденного материала родителями с детьми. То есть, от того, какую цель вы ставите перед собой, зависит построение этапов вашего взаимодействия с родителями.

Для совместной деятельности родителей и детей по лексической теме составлена картотека домашних заданий. Задания составлены с учётом возраста детей и с учётом особенностей речевых нарушений.

По каждой лексической теме даются упражнения для обогащения и активизации словаря, формирования лексико-грамматического строя речи, развития связной речи. Задания формулируются так: нарисуй или наклей картинки, назови, покажи, составь описательный рассказ, выучи потешку, запомни, поиграй.

В подготовительной группе родителям рекомендуются пособия на печатной основе, которые позволяют разнообразить занятия и избавят от необходимости искать картинный материал. Несколько лет мы используем в работе тетради Теремковой Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». В них на каждую тему собраны разнообразные задания: на обогащение словаря, на грамматический строй, на развитие связной речи (с мнемотабличками), графические упражнения.

События, связанные с пандемией, длительным карантином, невозможностью общаться с детьми и родителями лично, привели к тому, что формы взаимодействия с семьёй тоже изменились. Поэтому в детском саду мы приняли решение создавать свою электронную базу домашних заданий по лексическим темам, в первую очередь для детей старшего дошкольного возраста.

Теперь такие задания получают не только ребята из групп компенсирующей направленности, но и дети из общеразвивающих групп. Изменилось и расширилось содержание таких заданий.

Основой развития речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни. Поэтому, первое направление лексического задания – это развитие познавательных способностей. «Рассмотрите», «уточните», «выясните», «обратите внимание», «посмотрите познавательный видеофильм» — это установки познавательного блока.

Опытно-экспериментальная деятельность (2-й блок заданий) – это достаточно новое направление в освоении лексических тем. Детям можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. В этом блоке представлены интересные и доступные исследования предметов в рамках одной лексической темы.

Третий блок – это речевые игры и упражнения. Они закрепляют и уточняют словарь, изменение образования слов, упражняют в составлении связных высказываний. Словарные дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Игровая деятельность в речевом развитии ребёнка играет большую роль. Она вызывает эмоции, пробуждает у детей интерес детей и даёт возможность многократно и ненавязчиво упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Следующее направление – художественная литература по лексической теме. Художественное слово является источником обогащения содержания и структуры детского языка, дает высокие образцы связной речи. Поэтому мы тщательно подходим к отбору произведений художественной литературы для детей. Она должна соответствовать возрасту детей, лексической теме, нести нравственный посыл. В блоке «Художественная литература» представлены рекомендации для чтения и обсуждения сказок, рассказов, стихотворений, пословиц и поговорок. Чтение произведений по лексическим темам рассчитано на одну неделю, дана возможность выбора произведений по интересам.

Важное место в общем развитии ребёнка занимает продуктивная деятельность. В этом блоке заданий предлагаются варианты творческих работ на выбор по теме недели: аппликации, рисунки, моделирование. Такие задания развивают интерес детей к продуктивным видам труда, желание реализовать свои творческие возможности при изготовлении поделок.

Разрабатывая и внедряя такие задания для общеобразовательных групп, мы видим свои плюсы и минусы. Основное опасение кроется в следующем: предлагая и подсказывая родителям ориентиры в изучении темы, мы рискуем не получить ту самую необходимую для взаимодействия обратную связь. Мы предлагаем, но не контролируем. Не навязываем, а выражаем желание действовать в тандеме с родителями воспитанников. Откликнутся или нет родители, зависит от того, как мы их заинтересуем.

Проблема содружества детского сада и семьи носит сегодня творческий характер, через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться, пробовать разные подходы. Ведь успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год