Логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Откуда хлеб пришёл?» |
Логопедия | |||
Автор: Салахова Людмила Николаевна Коваленко Ирина Михайловна | |||
27.12.2020 22:16 | |||
Логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Откуда хлеб пришёл?» Подготовили и провели воспитатель – Салахова Людмила Николаевна и учитель-логопед Коваленко Ирина Михайловна. ГБ ДОУ №18 Кронштадтского района г. Санкт – Петербурга. Логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Откуда хлеб пришёл?» Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба. Формирование правильной артикуляции звука [Л] по средствам лексической темы «Откуда хлеб пришёл». Задачи:
Обучающие
Коррекционные
Воспитательные
Предварительная работа:
Оснащение: Демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация Раздаточный материал: картинки, планшеты, симафорчики, зкуковая дорожка, фишки для счёта, колоски жёлтого и зелёного цвета, Большой колосок для игры. Форма проведения: Открытое занятие. Возрастная категория: 5- 6 лет. Организационный момент: Дети стоят в кругу на коврике. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку. Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. Дети: Это хлеб. Воспитатель: Да, конечно, же – это хлеб. Сегодня мы будем продолжать говорить о хлебе. Присаживайтесь. Спина касается спинки стула, ноги вместе на коврике. Ход занятия. И сейчас я прочту вам рассказ Якова Тайца «Все здесь»: «Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем очень много. Надя спросила: -Бабушка, а что тут растет? -Хлеб, внученька. -Хлеб. А булки где? -И булки здесь. Все здесь, внученька. -А баранки? -И баранки здесь. Все здесь, внученька. Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?» -Ребята, как вы думаете, почему Надя не увидела на поле булки, баранки и пряники? Потому, что они не растут в поле. -Почему бабушка сказала, что все это здесь? Потому, что вначале надо вырастить зерно. А давайте поможем Наде разобраться, откуда же хлеб приходит к нам на стол? - Вначале скажите, а кто выращивает хлеб? Хлеб выращивают хлеборобы. -Хлебороб — это слово, в котором соединены 2 слова — «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Кто мне расскажет? На слайде пшеничное поле, а внизу картинки: трактор, комбайн, машина с зерном, хлебозавод, повар, продавец хлебобулочных изделий. К доске выходит ребёнок, с помощью мышки подымает картинку с трактористом и рассказывает о последовательности выращивания хлеба: Тракторист на тракторе пашет землю и сеет зёрна пшеницы; Комбайнер на комбайне убирает зрелые пшеничные колоски. Логопед. Ребята, а я для вас приготовила чистоговорку о колоске: Колосок стоял, стоял, Опустил головку. Мышка лапкой подхватила, Унесла в коморку. Какой звук произносится чаще всего? Чаще всего слышится звук [Л] Произнесите его самостоятельно. Есть преграда во рту, когда мы его произносим? Гласный, или согласный звук? Когда произносится звук [Л] во рту есть преграда. Звук [Л]-согласный. Предлагаю вам игру: «Симофорчик» (фонематическое восприятие на уровне слога и слова). Воспитатель: Комбайнёр на комбайне уже собрал колоски, а что же дальше? К доске выходит ребёнок, с помощью мышки подымает картинку с водителем грузовика и говорит: Водитель грузовика перевозит зерно на элеватор, где оно храниться. А затем, его везут на хлебозавод, где мукомол перемалывает зерно в муку. А как мукомол перемалывает муку, давайте покажем, выходите на коврик: Игра “Мукомол” Мукомол, мукомол! Ты нам зерна молол! (круговыми движениями рук перед собой показывает мельницу, где перемалывают зерна в муку.) А теперь из муки (“Сыплет” руками муку сверху вниз, быстро перебирая пальцами.) Все, что хочешь пеки! Мишке пышке; (показывает руками пышную круглую булочку, “Пышка” — пышная высокая, сдобная булочка, меняя руки правая вверху, левая внизу, и наоборот.) Зайке сайки; (показывает перед собой длинные тонкие булочки округлой формы Сайки” — булочки, которые напоминают длинные ушки зайчика.) Для ежа отличные бублики пшеничные (педагог описывает в воздухе указательными пальцами круговые движения от кисти, изображая бублик.) Логопед. А сейчас я хочу с вами поиграть в игру. У меня в руках – колосок. Я буду называть разные виды муки, и передавать вам колосок, а вы должны взять колосок и ответить, какая мука получится. Как называется мука из зёрен пшеницы? – пшеничная. А из зерен ржи? – ржаная. А из зерен овса? – овсяная. А из гречихи? – гречишная. А из ячменя? – ячменная. Как называется мука из зёрен кукурузы? – кукурузная. Молодцы, всё правильно! Присаживайтесь за столы. Спина касается спинки стула. Ноги вместе на полу. Воспитатель: Муку мы получили, а кто хлеб печёт? К доске выходит ребёнок, с помощью мышки подымает картинку с изображением пекаря и говорит: Хлеб печёт пекарь. Воспитатель: А сейчас мы снова поиграем. Маша прочитает вам стихотворение И. Лопухиной «В булочной», а вы внимательно слушайте и считайте хлебобулочные изделия, откладывая фишки. В булочной у нас баранки. Булки, бублики, буханки, Пирожки, батоны, плюшки, И плетёнки, и ватрушки. И пирог с начинкой сладкой... Вы успели, сосчитайте? И ответ быстрее дайте. - Сколько всего пекарь испёк хлебобулочных изделий? Он испёк 10 хлебобулочных изделий. Ответ правильный! Вот столько хлебобулочных изделий напёк пекарь. А куда отвозит водитель хлебобулочные изделия? Хлеб везут в магазин, где продавец продаёт хлеб. Логопед. Вы молодцы, ребята! А сейчас мы будем работать с планшетами. Посмотрите и назовите, что нарисовано в большом прямоугольнике? А что написано в столбике? Ваша задача определить первый звук в словах большого прямоугольника и столбика. И правильно передвинуть фишки. Хлеб (ф) – хорёк Булка (б) — белка Пышка – павлин Ватрушка – Сушка – Каравай – Воспитатель: Вот сколько людей потрудилось, чтобы мы с вами, ели свежий, ароматный хлеб. Ребята, если бы Надя, из рассказа Я. Тайца «Все здесь» была сегодня с нами на занятии, она бы не спрашивала у бабушки, где растёт хлеб и булки. Ребята, а давайте напомним, друг другу правила бережного отношения к хлебу: Хлеб наш берегите! Хлебом не сорите! Хлеб наш уважайте! С хлебом не играйте! Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья! Итог занятия: Логопед. Спасибо за работу на занятии. Ребята, у каждого из вас на столе лежит зелёный и жёлтый колосок, если вам было интересно на занятии, и вы узнали много нового – возьмите жёлтый колосок, а если было трудно и не интересно – возьмите зелёный колосок. Подводится итог занятия.
|