«Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР» |
Логопедия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Лоскутова Яна Петровна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.12.2020 19:29 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР» Учитель-логопед: Лоскутова Яна Петровна МБДОУ № 12 «Ладушка» г. Тихорецка Для автоматизации поставленных звуков «С» и «СЬ» предлагаем использовать задания с чистоговорками, которые нравятся детям с задержкой психического развития. Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Еще К.И. Чуковский, отмечал в своем исследовании «От двух до пяти», что дети особую потребность испытывают в рифмовке произносимых ими слов, им присуще влечение к рифмованным звукам. И чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка. Поскольку рифмованная речь основывается на ритмичном произношении звуков, ритм и является основой избирательного отношения ребенка к рифме. Наиболее близкий к этому явлению ритм — биение сердца, который, как известно, является врожденным биоритмом, следовательно, можно предположить, что склонность детей к восприятию похожего внешнего ритма, каковым является рифмованная речь — врожденное качество. Иными словами говоря, ключевым является факт влечения детей к рифмованным звукам, т.е. непосредственный интерес детей к воспроизведению речевых форм, который позволяет учителю-логопеду успешно работать в заданном направлении. Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса — не запоминается или запоминается с трудом);
Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков. Чистоговорки способствуют:
На первом этапе основная цель педагога — развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. То есть мы просто показываем карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять вернуться к прочтению чистоговорки. Не нужно сразу же выдавать ребенку гору карточек. Нужно учить чистоговорки постепенно. Можно показать новую карточку с чистоговоркой на занятии. Затем можно отдать ее в группу воспитателям, где в вечернее время еще раз просмотреть, проговорить и закрепить. А вечером можно дать ее родителям, чтобы перед сном повторить ее с ребенком. Подача речевого материала в чистоговорках может происходить различными путями:
Важно выслушать всех желающих высказаться. Ответы – рассуждение на подобные вопросы развивает мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащать словарный запас, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливая к освоению школьной грамоты. 4. Диалог. В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы дети стремилась произнести чистоговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек – сплетниц, давних друзей, животных, и других). 5. Зеркало. Один ребёнок в паре изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить чистоговорку, широко открывая рот и чётко выговаривая каждый звук; второй ребёнок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями. Для данного приёма, который великолепно развивает внимание дошкольников подходит любая чистоговорка, лишь бы она была интересна детям. 6. Аудио повтор. Чистоговорка записывается на магнитофон. Педагог сам решает, сколько раз и в каком темпе будут звучать слова и предложения. Задача ребенка – повторять воспроизводимый текст. Можно записать на магнитофон голос ребенка. Услышать себя со стороны будет не только занятно, но и полезно. 7. Иллюстрация. Этот способ ещё называется «Зарисовка». Его лучше использовать в качестве домашнего задания. Дети записывают изученную чистоговорку на отдельном листе и делают к ним иллюстрацию. При этом не имеет значения, есть у ребёнка способности к изобразительной деятельности или нет. Каждый ребёнок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестёр только приветствуется. Таким образом, после серии занятий у ребят формируется своя книга с чистоговорками. Этот приём развивает воображение, даёт бескрайний простор для творчества. Чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно... Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей. Для работы на индивидуальных занятиях используем такие игры и упражнения с чистоговорками на автоматизацию звука «С»: 1. Дидактическое упражнение «Громко, тихо, шёпотом». Задание ребенку: Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т.п. 2. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко» Задание ребенку: Педагог произносит «Ры-ры-ры, я несу...» (ребенок отвечает «шары»), вы показываете ему карточку и радуетесь его успехам. Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем — всю чистоговорку. 3. Дидактическое упражнение «Медленно-быстро». Задание ребенку: Произнести чистоговорку медленно-быстро 4. Дидактическое упражнение «Какой, какая, какое?» Задание ребенку: Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И я начинаю задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са какая коса?» «Са-са-са у кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой. (ребенок отвечает «Са-са-са — острая коса. Со-со-со какое колесо? Со-со-со чьё это колесо?) 5. Дидактическое упражнение «Один-много» по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис). 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (са-са-са – длтнная коса; са-са-са – короткая коса) 7. Дидактическое упражнение «Чего не стало?» (са-са-са не стало колеса, сы-сы-сы – не стало колбасы) 8. Дидактическое упражнение «Составь интересную историю» по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса? Со-со-со- у машины колесо. Со-со-со-отвалилось колесо. Со-со-со-поменяли колесо. Со-со-со-сова села на колесо. 9. Дидактическое упражнение «Не ошибись» Ребенку нужно подобрать слово к определенному слогу. Ра-ракета, ра – пирамидка, ра-гитара. 10. Дидактическое упражнение «Карусель» Ребенок крутит диски и подбирать картинку к определенному слогу. 11. Дидактическое упражнение на согласование прилагательных с существительными в чистоговорках. Задание ребенку: договорить и сочинить концовку: ca-са-са, са-са-са 12. Дидактическое упражнение «Звукорежиссер на радио» Задание ребенку: перед выходом программы в эфир звукорежиссер проверяет, вся ли техника точно передает текст, а чтобы ее проверить, он проговаривает в наушниках в микрофон (для этого нужны большие наушники и детский микрофон); 13. Дидактическое упражнение «Зеркало» Задание ребенку: Сначала ребёнок в паре со взрослым изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить чистоговорку, широко открывая рот и чётко выговаривая каждый звук; второй ребёнок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями. Для данного приёма, который великолепно развивает внимание дошкольников подходит любая чистоговорка, лишь бы она была интересна детям. 14. Дидактические упражнение «Поговорим» (упражнение в виде диалога). В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы дети стремилась произнести чистоговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек – сплетниц, давних друзей, животных, и других). 15. Дидактическое упражнение «Артист перед выходом на сцену» Задание ребенку: Чистоговорку нужно пропеть, чтобы распеться певцу перед выходом на сцену. Здесь тоже очень много вариантов: грубым голосом, хитро и лукаво, писклявым голоском, ласково и нежно и на разной высоте и т.д. Заключение Применение данных приемов предоставляет ребенку возможность создать «свое», придумать самому. Но ещё одним важным действием при этом является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками, вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям. Но не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно. Игры с чистоговорками веселые и активные, и очень часто будят фантазию детей и взрослых придумывать свои собственные чистоговорки. Ведь в них не обязательно должен быть смысл, это могут быть абсолютно абстрактные и даже бессмысленные строки или стихотворения. Их основная цель — выработка звука. Таким образом, для того, чтобы сформировать у ребенка чистую речь, абсолютно неважно, авторские или общеизвестные чистоговорки вы используете. Главное — ими пользоваться и делать это систематически! Предлагаемый дидактический материал легко воспроизводим, может быть использован как учителями-логопедами, так и воспитателями для развития звуковой культуры, словотворчества у детей дошкольного возраста. Приложение
|