Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной группе «В поисках буквы Н»
Логопедия
Автор: Колчанова Екатерина Владимировна   
29.11.2020 19:04

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной группе «В поисках буквы Н»Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной группе «В поисках буквы Н»

Цель: Закрепление представлений о букве Н, звуках н, н».

Задачи:

  1. Развивать фонематический слух;
  2. Закреплять акустический образ звуков [н; н`] и их условные обозначения – синий и зеленый круги;
  3. Развивать навык интонационно выделять звуки [н; н`] в словах;
  4. Закреплять навык дифференциации звуков [н; н`] на уровне слогов и слов;
  5. Закреплять зрительный образ буквы Н;
  6. Закреплять кинетический образ буквы Н;
  7. Закреплять звуко-буквенные связи;
  8. Развивать графо-моторные навыки;
  9. Развивать навык определения места звука в словах и обозначать его на схеме;
  10. Развивать звуко-буквенный анализ слов;
  11. Развивать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками;
  12. Закреплять умение вести диалог с логопедом: слушать и понимать вопрос, отвечать на него;
  13. Развивать мелкую моторику рук;
  14. Развивать любознательность и познавательную мотивацию;

Ход занятия

I. Организационный момент

 

Скачать конспект

Здравствуйте, ребята! Садитесь за столы. Сегодня утром на почту мне пришло видеосообщение. Давайте его посмотрим. (Маша: Здравствуйте, ребята! Дело в том, что мы с мишкой очень любим читать книги. Сегодня утром, когда мы сели прочесть газету, мы увидели, что буквы Н везде не хватает. Мишка: Видимо, ее кто-то похитил. Ребята, помогите нам, пожалуйста, найти пропавшую букву. Вы согласны?) Ребята, давайте поможем Маше и Мише? (давайте) Ну что, отправляемся!

II. Основная часть

1. Дидактическая игра «Улика»

Вот и первая улика в нашем расследовании: похититель оставил нам загадки, разгадав которые, мы приблизимся на шаг к ответу. Итак, слушайте:

В сутки раз я прихожу,

Сон, покой я привожу.

Встретить все меня не прочь,

И зовусь я просто…

(ночь)

Назовите первый звук в слове «ночь»? (В слове «ночь» первый звук — н) Какой это звук? (вызванный ребенок дает полную характеристику: Звук Н согласный, твердый, звонкий). Как вы поняли, что это согласный звук? (Звук Н согласный, потому что его нельзя пропеть и встречается преграда, когда его произносим — язык). Каким цветом будем обозначать его на схемах? (Звук Н мы будем обозначать синим цветом).

Следующая загадка:

У иголочки подружка

К ней привязана за ушко.

След в след за нею ходит

И узорчики выводит..

(нитка)

Назовите первый звук в слове «нитка»? (В слове «нитка» первый звук — н») Какой это звук? (вызванный ребенок дает полную характеристику: Звук Н» — согласный, мягкий, звонкий). Каким цветом будем обозначать его на схемах? (Звук Н» мы будем обозначать зеленым цветом).

Молодцы ребята, отправляемся на поиски следующей улики.

2. Дидактическая игра «Фонарики»

Маша и медведь предлагают осмотреть дом похищенной буквы. Давайте отправимся туда. (картинка на слайде, дети стоят вокруг стола) Вы что-нибудь видите, ребята? (нет) Кто-то выключил свет во всем доме. Чтобы разглядеть улики, нужно включить фонарики, но они будут не обычные. Для того, чтобы они зажглись, нужно правильно определить, какой звук слышится в слоге или слове- твердый н или мягкий н». Если вы услышите твердый звук н, то нужно зажечь фонарик синим светом, если мягкий звук н` — зеленым. Слушайте внимательно!

Лингвистический материал: на, не, ни, ан, он, она, уни; носорог, небо, камень, конь, слон, сосна, огонь, малина, кино, книга, нос, весна.

Вы хорошо осветили фонариками весь дом и наши помощники нашли следующую улику благодаря вам. Давайте посмотрим, что в следующей записке. Садитесь на подушки.

3. Дидактическая игра «Загадочный шифр»

Маша и медведь не могут понять, что написано в записке. Сообщение зашифровано. Сыщики просят нас помочь им его расшифровать. Чтобы подобрать шифр, нужно заменять в слогах твердый звук н мягким звуком н». Например, я скажу ны, а вы мне скажете – ни. Мы будем подбирать шифр по очереди, передавая лупу. Слушайте внимательно!

Лингвистический материал:

На-ня кна-кня

Ну-ню сна-сня

Ан-ань тну-тню

Ун-унь жну-жню

Сообщение расшифровано! В нем сказано, что нашу похищенную букву прячут в подвале дома. Давайте спустимся туда! Садитесь за столы.

4. Дидактическая игра «Встреча с буквой»

Вот и наша пропавшая – буква Н. Её похитил злой двоечник, который не хотел учиться правильно её читать и писать, но благодаря сыщикам и нам с вами она вернулась к своим друзьям. Буква Н – это графический образ звуков н и н`.

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем)

Давайте посмотрим, на что же похожа буква Н? (Буква Н похожа на забор; на лавочку; на двух людей, которые здороваются; на лестницу).

Из скольки частей состоит буква Н? (Буква Н состоит из трех частей)

Какие это части? (Буква Н состоит из двух длинных палочек и одной короткой)

Выложите букву Н из камней. Молодцы! Сложите их в корзинку.

5. Дидактическая игра «Фотография на память»

Буква Н хочет, чтобы вы напечатали её фотографию на память. Для этого мы сначала подготовим пальчики:

«Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой

руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю Ритмичные удары пальцами правой, руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —

В ладошке вода, разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на

второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания

Как видно, ладошки мои горячи. расслабленными ладонями.

Н. Нищева

Давайте напечатаем фотографию буквы Н. Обводим по точкам букву, а затем печатаем строчку до конца.

В благодарность за то, что вы нашли и освободили новую знакомую, она хочет с вами еще и поиграть, а наши герои помогут в этом.

6. Дидактическая игра «Головоломки буквы Н»

(используется пособие «Кругия Луллия»).

Буква Н любит придумывать разные головоломки. Для вас она приготовила по задачке. Подойдите, пожалуйста, к столу. Сейчас вы будете по одному, выбирать картинку на круге, называть ее и определять, какой звук слышится в этом слове н или н`. Затем нужно определить место этого звука в слове.

Лингвистический материал: Носки, конфета, леденец, небо, нос, нитки, осень, лимон.

Что это? (Нос)

Какой из изучаемых нами сегодня звуков слышится в этом слове? (В слове «нос» слышится твердый согласный звук Н)

Какую фишку возьмем? (Мы возьмем синюю фишку)

Определи место звука в слове и выбери схему. (звук Н стоит в начале слова)

(ребенок под соответствующую картинку поворачивает следующие два круга, аналогично разбираются следующие слова)

Буква Н рада, что вы справились с ее головоломками, молодцы! Она устала сидеть в подвале и предлагает подвигаться вместе с нашими сыщиками. Подходите ко мне, ребята, и повторяйте упражнения за Машей.

Физ. минутка

«А теперь на месте шаг»

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место все вернулись. (Дети садятся.)

(А. Н. Киселева)

7. Дидактическая игра «Вместе веселее»

Буква Н хочет узнать у вас, насколько хорошо вы знаете её друзей – другие буквы.

Для этого отгадайте самую любимую загадку Маши и медведя:

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам… (Луна)

Сейчас мы с вами сделаем фонетический разбор слова – луна. Перед вами лежит схема и фишки. Будьте внимательны.

- Сколько слогов в слове ЛУНА? (в слове «луна» два слога)

- Назовите первый звук в слове. (Л) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук Л – это согласный, твердый звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук Л мы обозначим синей фишкой). Выкладываем фишку в схему.

Выставляется символ звука.

- Назовите второй звук в слове. (У) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук У – это гласный звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук У мы обозначим красной фишкой). Выкладываем фишку в схему.

Выставляется символ звука.

- Назовите третий звук в слове. (Н) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук Н – это согласный, твердый звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук Н мы обозначим синей фишкой). Выкладываем фишку в схему.

Выставляется символ звука.

- Назовите четвертый звук в слове. (А) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук А – это гласный звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук А мы обозначим красной фишкой). Выкладываем фишку в схему.

Выставляется символ звука.

Молодцы, ребята!

- Скажите, сколько всего звуков в слове ЛУНА? (В слове «луна» 4 звука)

- Сколько гласных звуков? (Два гласных звука) Сколько всего согласных звуков? (Два согласных звука) Сколько твёрдых согласных звуков в слове? (Два твёрдых согласных звука) Сколько мягких согласных звуков в слове? (Мягких согласных в слове нет)

Напоследок буквы хотят вместе поиграть, но вы должны им помочь. Подойдите ко мне, пожалуйста, ребята.

К доске выходят 4 ребёнка.

- Сейчас я раздам каждому из вас по букве, а вы должны будете все вместе составить из них слово «Луна». Остальные ребята проверят, правильно ли вы его собрали. Молодцы!

III. Итог занятия

Скажите, ребята, о чем мы сегодня говорили? (о букве Н и звуках [н; н`]) Сегодня вечером, когда вы приедете домой, расскажите родителям, какая игра на нашем занятии вам понравилась больше всего. А буква Н благодарит Машу, медведя и вас за помощь в её поисках и дарит каждому альбом, в котором много игр с нашей новой знакомой и сладкие подарки. Занятие окончено. До свидания!

Список использованной литературы

  1. Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. — М.: «Школа-Пресс», 1998. — 142 с.
  2. Нищева Н. В. Веселая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2015.
  3. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. Изд. 2-е. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
  4. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год