Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной группе «В поисках буквы Н» |
Логопедия | |||
Автор: Колчанова Екатерина Владимировна | |||
29.11.2020 19:04 | |||
Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной группе «В поисках буквы Н» Цель: Закрепление представлений о букве Н, звуках н, н». Задачи:
Ход занятия I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь за столы. Сегодня утром на почту мне пришло видеосообщение. Давайте его посмотрим. (Маша: Здравствуйте, ребята! Дело в том, что мы с мишкой очень любим читать книги. Сегодня утром, когда мы сели прочесть газету, мы увидели, что буквы Н везде не хватает. Мишка: Видимо, ее кто-то похитил. Ребята, помогите нам, пожалуйста, найти пропавшую букву. Вы согласны?) Ребята, давайте поможем Маше и Мише? (давайте) Ну что, отправляемся! II. Основная часть 1. Дидактическая игра «Улика» Вот и первая улика в нашем расследовании: похититель оставил нам загадки, разгадав которые, мы приблизимся на шаг к ответу. Итак, слушайте: В сутки раз я прихожу, Сон, покой я привожу. Встретить все меня не прочь, И зовусь я просто… (ночь) Назовите первый звук в слове «ночь»? (В слове «ночь» первый звук — н) Какой это звук? (вызванный ребенок дает полную характеристику: Звук Н согласный, твердый, звонкий). Как вы поняли, что это согласный звук? (Звук Н согласный, потому что его нельзя пропеть и встречается преграда, когда его произносим — язык). Каким цветом будем обозначать его на схемах? (Звук Н мы будем обозначать синим цветом). Следующая загадка: У иголочки подружка К ней привязана за ушко. След в след за нею ходит И узорчики выводит.. (нитка) Назовите первый звук в слове «нитка»? (В слове «нитка» первый звук — н») Какой это звук? (вызванный ребенок дает полную характеристику: Звук Н» — согласный, мягкий, звонкий). Каким цветом будем обозначать его на схемах? (Звук Н» мы будем обозначать зеленым цветом). Молодцы ребята, отправляемся на поиски следующей улики. 2. Дидактическая игра «Фонарики» Маша и медведь предлагают осмотреть дом похищенной буквы. Давайте отправимся туда. (картинка на слайде, дети стоят вокруг стола) Вы что-нибудь видите, ребята? (нет) Кто-то выключил свет во всем доме. Чтобы разглядеть улики, нужно включить фонарики, но они будут не обычные. Для того, чтобы они зажглись, нужно правильно определить, какой звук слышится в слоге или слове- твердый н или мягкий н». Если вы услышите твердый звук н, то нужно зажечь фонарик синим светом, если мягкий звук н` — зеленым. Слушайте внимательно! Лингвистический материал: на, не, ни, ан, он, она, уни; носорог, небо, камень, конь, слон, сосна, огонь, малина, кино, книга, нос, весна. Вы хорошо осветили фонариками весь дом и наши помощники нашли следующую улику благодаря вам. Давайте посмотрим, что в следующей записке. Садитесь на подушки. 3. Дидактическая игра «Загадочный шифр» Маша и медведь не могут понять, что написано в записке. Сообщение зашифровано. Сыщики просят нас помочь им его расшифровать. Чтобы подобрать шифр, нужно заменять в слогах твердый звук н мягким звуком н». Например, я скажу ны, а вы мне скажете – ни. Мы будем подбирать шифр по очереди, передавая лупу. Слушайте внимательно! Лингвистический материал: На-ня кна-кня Ну-ню сна-сня Ан-ань тну-тню Ун-унь жну-жню Сообщение расшифровано! В нем сказано, что нашу похищенную букву прячут в подвале дома. Давайте спустимся туда! Садитесь за столы. 4. Дидактическая игра «Встреча с буквой» Вот и наша пропавшая – буква Н. Её похитил злой двоечник, который не хотел учиться правильно её читать и писать, но благодаря сыщикам и нам с вами она вернулась к своим друзьям. Буква Н – это графический образ звуков н и н`. Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем) Давайте посмотрим, на что же похожа буква Н? (Буква Н похожа на забор; на лавочку; на двух людей, которые здороваются; на лестницу). Из скольки частей состоит буква Н? (Буква Н состоит из трех частей) Какие это части? (Буква Н состоит из двух длинных палочек и одной короткой) Выложите букву Н из камней. Молодцы! Сложите их в корзинку. 5. Дидактическая игра «Фотография на память» Буква Н хочет, чтобы вы напечатали её фотографию на память. Для этого мы сначала подготовим пальчики: «Снежинки» Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки. Я зиму, и снег, и снежинки люблю Ритмичные удары пальцами правой, руки, начиная с указательного, по ладони левой руки. Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ — В ладошке вода, разжать. Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать. Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания Как видно, ладошки мои горячи. расслабленными ладонями. Н. Нищева Давайте напечатаем фотографию буквы Н. Обводим по точкам букву, а затем печатаем строчку до конца. В благодарность за то, что вы нашли и освободили новую знакомую, она хочет с вами еще и поиграть, а наши герои помогут в этом. 6. Дидактическая игра «Головоломки буквы Н» (используется пособие «Кругия Луллия»). Буква Н любит придумывать разные головоломки. Для вас она приготовила по задачке. Подойдите, пожалуйста, к столу. Сейчас вы будете по одному, выбирать картинку на круге, называть ее и определять, какой звук слышится в этом слове н или н`. Затем нужно определить место этого звука в слове. Лингвистический материал: Носки, конфета, леденец, небо, нос, нитки, осень, лимон. Что это? (Нос) Какой из изучаемых нами сегодня звуков слышится в этом слове? (В слове «нос» слышится твердый согласный звук Н) Какую фишку возьмем? (Мы возьмем синюю фишку) Определи место звука в слове и выбери схему. (звук Н стоит в начале слова) (ребенок под соответствующую картинку поворачивает следующие два круга, аналогично разбираются следующие слова) Буква Н рада, что вы справились с ее головоломками, молодцы! Она устала сидеть в подвале и предлагает подвигаться вместе с нашими сыщиками. Подходите ко мне, ребята, и повторяйте упражнения за Машей. Физ. минутка «А теперь на месте шаг» А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место все вернулись. (Дети садятся.) (А. Н. Киселева) 7. Дидактическая игра «Вместе веселее» Буква Н хочет узнать у вас, насколько хорошо вы знаете её друзей – другие буквы. Для этого отгадайте самую любимую загадку Маши и медведя: Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам… (Луна) Сейчас мы с вами сделаем фонетический разбор слова – луна. Перед вами лежит схема и фишки. Будьте внимательны. - Сколько слогов в слове ЛУНА? (в слове «луна» два слога) - Назовите первый звук в слове. (Л) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук Л – это согласный, твердый звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук Л мы обозначим синей фишкой). Выкладываем фишку в схему. Выставляется символ звука. - Назовите второй звук в слове. (У) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук У – это гласный звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук У мы обозначим красной фишкой). Выкладываем фишку в схему. Выставляется символ звука. - Назовите третий звук в слове. (Н) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук Н – это согласный, твердый звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук Н мы обозначим синей фишкой). Выкладываем фишку в схему. Выставляется символ звука. - Назовите четвертый звук в слове. (А) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук А – это гласный звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук А мы обозначим красной фишкой). Выкладываем фишку в схему. Выставляется символ звука. Молодцы, ребята! - Скажите, сколько всего звуков в слове ЛУНА? (В слове «луна» 4 звука) - Сколько гласных звуков? (Два гласных звука) Сколько всего согласных звуков? (Два согласных звука) Сколько твёрдых согласных звуков в слове? (Два твёрдых согласных звука) Сколько мягких согласных звуков в слове? (Мягких согласных в слове нет) Напоследок буквы хотят вместе поиграть, но вы должны им помочь. Подойдите ко мне, пожалуйста, ребята. К доске выходят 4 ребёнка. - Сейчас я раздам каждому из вас по букве, а вы должны будете все вместе составить из них слово «Луна». Остальные ребята проверят, правильно ли вы его собрали. Молодцы! III. Итог занятия Скажите, ребята, о чем мы сегодня говорили? (о букве Н и звуках [н; н`]) Сегодня вечером, когда вы приедете домой, расскажите родителям, какая игра на нашем занятии вам понравилась больше всего. А буква Н благодарит Машу, медведя и вас за помощь в её поисках и дарит каждому альбом, в котором много игр с нашей новой знакомой и сладкие подарки. Занятие окончено. До свидания! Список использованной литературы
|