«Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
(из опыта работы учителя-логопеда компенсирующей группы для детей с ОНР)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 7 имени Героя Советского Союза Сергея Николаевича Судейского» Кувшинчиковой Ольги Владимировны Тула – 2020
Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями требует от специалистов внимания и скрупулезной работы по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.
Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста.
Скачать конспект
Коррекция звукопроизносительной стороны речи – одно из основных направлений в работе логопеда. Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условнорефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленной звук
очень хрупок, условно рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушатся.
Автоматизировать звук- это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Для ребёнка это не простая и достаточно монотонная работа. Она осуществляется по
принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.
Результатом многолетней работы с детьми с речевыми нарушениями явилась разработанная система логопедических игровых упражнений, предложенных рядом авторов: М. Ф. Фомичёвой, В. И. Селивёрстовым, Е. А. Пожиленко, Ю. К. Школьник, Т. А. Ткаченко, так и дополняющими их собственными вариантами и модификациями. Введение в работу обучающих игровых упражнений, позволяющих решать сразу несколько коррекционных задач (автоматизация и дифференциация
звуков, развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов, преодоление аграмматизмов, развитие связной речи, развитие психических процессов), особенно актуально.
Игровые упражнения систематизированы по этапам автоматизации звука.
Этап закрепления звука в изолированном звучании:
- игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «Шипелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»).
- «Звуковые дорожки» — ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук.
Образом звука являются предметы, которые издают этот звук.
- упражнения фонетической ритмики когда ребёнок выполняя определённые движения сопровождает их произнесением поставленного звука.
Этап автоматизации звука в слогах:
- Произнесение слогов с каким-либо движением:
- «Слоговые дорожки» — ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям нажимая пальчиком на рисунке или передвигая не большую игрушку с предмета на предмет;
- с движением пальцев рук ( «Замок», «Пальчики здороваются», «Пальчики прощаются», «В кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак – ладонь – ребро»);
- с использованием тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук колючим ковриком
- с рисованием ломаных линий и спиралей
- с раскладыванием палочек
- с рисованием пальцем узоров в крупе или на песке
- с движением рук, ног ( «Повтори, как я», «Строим дом», «Раз — шажок, два – шажок» «Управляем самолётом», «Мы шофёры», «Музыканты», «Ладошки», «Боксёры», «Жонглёры»).
- Произнесение слогов от лица какого-либо героя или предмета, в названии которых содержится автоматизируемый звук.
- Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой ( «Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян»).
- Произнесение слогов с отстукиванием ритма ( «Молоточки», «Телеграфисты»).
- Произнесение слогов со сменой ритмического рисунка ( «Осенний букет», «Сбор фруктов», «Посчитай зверят»).
Этап автоматизации звука в словах:
- «Кнопочки» — ребёнок проговаривает слова, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, звездочку и т.д.);
- «Лабиринт» — ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по лабиринту;
- «Сто ходов» — проговаривая названия картинок, дети соревнуются друг с другом – кто быстрее дойдёт до финиша;
- «Бродилка» — ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь по дорожке от одного предмета к другому;
- «Стрелочки» — ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по стрелочкам определённого цвета;
- «Гармошка» — ребёнок называет картинки, изображенные на сложенной гармошке;
- «Домино» — дети соревнуются друг с другом у кого останется меньше всего карточек находя на них парные картинки;
- «Бусы» — на верёвочку нанизываются бусинки-картинки с определенным звуком
- «Что здесь спрятано?» — ребёнок называет картинки, которые наложены друг на друга
- «Подбери одежду» — подбор картинок, на которых изображена одежда, с определенным звуком;
- «Звуковая дорожка» — ребёнок двигается по дорожке с картинками, останавливаясь на изображении с определенным звуком;
- «Пирамидка» — проговаривание речевого материала, нанизывая колечки на стержень пирамидки;
- «Счёты» — произнести слово столько раз, сколько косточек отложено на счётах
- «Лесенка» проговаривание речевого материала поднимаясь или спускаясь по ступенькам лесенки (можно из кубиков);
- «Колокольчик» — проговаривание речевого материала с автоматизируемым звуком. Логопед оценивает правильно произношение звоном колокольчика;
- «Стекляшки» — выкладывание стекляшек с одновременным проговариванием речевого материала;
- «Песочные часы» — ребёнок проговаривает речевой материал, пока течёт песок в часах
- «Волшебный клубочек» — ребёнок наматывает нитку на катушку, проговаривая речевой материал;
- «Дорожка», «Узоры» — дети выкладывают палочки с одновременным произнесением слов;
- «Найди и назови» — найти на картинке названия предметов с определенным звуком
- «Кубик» — произнести слово столько раз или придумать слова с определенным звуком какое число выпало на кубике.
- «Назови ласково» с мячом
- «Чего не стало?» вспомнить закрытую картинку
- «Один-много» сжимая то один, то оба кулачка
- «Посчитай» согласовывать числительное с существительным, с поочерёдным загибанием пальцев;
- «Скажи наоборот» назвать слова с противоположным значением с одновременным приседанием.
Этап автоматизации звука в предложении:
- «Подружи слова» — составить предложение с заданными словами (картинками)
- «Путаница» — составить предложение из перепутанных слов;
- «Исправь взрослого» — ребёнок исправляет неправильное произношение звука в предложении;
- «Так бывает или нет?» — исправить смысловую оболочку предложения;
- «Добавлялочки» — наращивание предметного ряда;
- «Спроси – ответь» — задать вопрос к любому слову предложения;
- «Волшебный клубок» — составление распространенного предложения;
- «Дополни предложение» — дополнить предложение недостающим словом;
- «Четвёртый лишний» — составление сложноподчиненных предложений;
- «Верю – не верю» — составление сложноподчиненных предложений
Этап автоматизации звука в связной речи:
- Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с использованием мнемодорожек.
- Заучивание стихов с помощью движений.
- Пересказ с помощью мнемодорожек.
- Пересказ с использованием сюжетной картинки;
- Пересказ текстов цепной структуры
- Пересказ от лица героя рассказа.
- «Сочини сказку» (по игре «Сто ходов»).
Результаты мониторинга речевого развития детей позволяют говорить о положительном влиянии использования игровых упражнений по автоматизации звуков в устранении речевых нарушений:
- ускоряются сроки автоматизации звуков;
- снижается утомляемость;
- повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка;
- улучшается распределение и устойчивость внимания;
- активизируется мыслительная деятельность
|