Развитие фонематических процессов у детей с ОНР |
Логопедия | |||
Автор: Шмыга Марина Викторовна | |||
20.11.2020 05:43 | |||
Развитие фонематических процессов у детей с ОНР Шмыга Марина Викторовна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 «Гнёздышко», Кемеровская область, г. Междуреченск Развитие фонематических процессов (восприятия, представлений) и навыков звукового анализа и синтеза является одной из важнейших задач речевого развития старших дошкольников, так как позволяет создать необходимые предпосылки, для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи, что обеспечивает взаимосвязь со следующей ступенью системы образования в соответствии с ФГОС ДО. Работа по формированию фонематического восприятия и фонематических представлений должна проводиться систематически и планомерно. С раннего возраста важно вести работу по развитию у него фонематического слуха, фонематического восприятия. Под фонематическим слухом принято принимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического и является его составной частью.
Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т. Б. Филичева). В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия принято выделять следующие этапы:
На первом этапе важно научить детей слушать, слышать и различать неречевые звуки (гул машин шум ветра, дождя, моря, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак). Для этого можно использовать аудиокассеты с записью неречевых звуков, различные предметы, с помощью которых можно производить звуки. С этой же целью можно использовать запаянные пластиковые бутылки или контейнеры с различными наполнителями: горохом, мелкими камушками, сухим песком, желудями, пуговицами, фасолью и т. д. На следующем этапе упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков. Здесь можно выполнить следующие упражнения, например, громко и тихо стучащего молотка и барабана (педагог раздаёт детям картинки, на которых изображены медведь и зайка с молотками, и объясняет, что сильный мишка стучит громко, а слабый зайка стучит тихо, затем начинает за ширмой стучать то тихо, то громко, а дети поднимают соответствующие картинки. При различении низких и высоких звуков можно использовать большую и маленькую игрушки. На этом этапе широко используются звукоподражания). Следующий этап начинается с различения детьми правильно или неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом и в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия. На следующем этапе важно научить детей запоминать и воспроизводить ряды слогов. Можно использовать игры на различение слогов звукоподражания (педагог говорит «Посмотри на картинку, послушай, кто, как кричит и повтори». Другой вариант игры педагог произносит слоги, а дети с удовольствием повторяют за педагогом цепочки слогов: па – по — пу –пи, ка – та – ма, но – по – то и т. п.). На этапе по различению звуков, дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. На этом этапе можно поиграть в игру «ЧАСЫ». Перед ребёнком на столе лежат «часы», педагог предлагает ребёнку назвать предметы, изображённые на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками. Педагог называет одно из слов (уточка) и проводит красную стрелочку к этой картинке, ребёнок должен найти и назвать слово близкое по звуковому составу (удочка) и пододвинуть зелёную стрелочку на эту картинку, таким образом слова близкие по звуковому составу будут найдены. Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков. Не следует спешить с переходом к такому серьёзному этапу работы, как формирование звукового и слогового анализа и синтеза. Работа над слоговой структурой слова готовит почву для этой работы. Сначала нужно поупражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов. Далее следует научить детей передавать (отстукивать, отхлопывать, протопывать) ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим недоразвитием речи долго не находят своего послогового выражения. Чтобы закрепить полученные знания на этом этапе можно поиграть в игру «ПОЕЗД». Перед ребёнком на столе лежит поезд с 5 вагонами и перевёрнутые предметные картинки. Педагог предлагает взять любую картинку и назвать что изображено на ней, разделить слово на слоги и распределить картинки по вагонам. Вагон с цифрой 1 – один слог, с цифрой 2- два слога и т.д. Термином фонематический (звуковой) анализ определяют, как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова, а сложные – это вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина и конец). Работа начинается с анализа гласных звуков, педагог вводит понятие «гласный звук», объясняет, что, что гласные звуки можно петь, открыв рот, что во рту при этом преграды нет, и воздух выходит легко и свободно. Вводится обозначение гласного звука: красный квадрат. После вводится понятие «согласный звук». Взрослый объясняет детям, что при произнесении согласных звуков во рту есть всегда преграда, воздух не выходит изо рта так свободно, как при произнесении гласных звуков. Некоторые звуки можно тянуть, а вот петь их, открыв рот нельзя. Сразу же вводится обозначение Таким образом, при наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста повысит качество речевого развития и звукопроизношения, что в дальнейшем позволит предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи.
|