Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого логопедического занятия по воспитанию звуковой культуры речи в подготовительной группе Тема: «Автоматизация звуков [р] и [р’] в слогах, простых словах «Поездка в деревню»
Логопедия
Автор: Александрова Оксана Васильевна Малева Наталья Владимировна   
29.09.2020 20:24

Конспект открытого логопедического занятия по воспитанию звуковой культуры речи в подготовительной группе Тема: «Автоматизация звуков [р] и [р’] в слогах, простых словах «Поездка в деревню»Конспект открытого логопедического занятия по воспитанию звуковой культуры речи в подготовительной группе Тема: «Автоматизация звуков [р] и [р’] в слогах, простых словах «Поездка в деревню»

Цель занятия: Автоматизация звуков [р] и [р"] в самостоятельной речи изолированно, в слогах, в простых словах.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [р] и [р"] изолированно, в слогах и словах;
  • уточнить представления об артикуляции и характеристике звуков [р] и [р"];
  • развивать фонематический слух (определение твердости, мягкости, позиции звука в слове;
  • работать над словообразованием с помощью опорного слога и наглядности;
  • совершенствовать умение выполнять звуковой анализ слов.

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями;
  • развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
  • развивать координацию речи с движениями с использованием кинезиологического упражнения;
  • развивать речевое дыхание, дикцию, интонационную выразительность речи;
  • развивать чувство ритма, быстроту реакции, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную установку на участие в занятии;
  • воспитывать у детей умение работать в коллективе и индивидуально;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Материалы: видео «Скайп-звонок от родителей воспитанников», видеоролик с музыкальной артикуляционной гимнастикой, конструктор ТИКО логопедический набор №1 — «Звуки», видеоролики «Трактор» и «Ворона» — нарезка из мультфильмов ТеремокТВ, волшебная палочка, презентация по ходу занятия, муляжи овощей и фруктов, в названии которых есть звук [р]; костюмы вороны и лисы, песок, песочница, лопатки, синий и зеленый ящики, музыка для входа детей и персонажей, тарелочки для раздаточного материала, груши в корзине для угощения по количеству детей.

Оборудование: логопедические зеркала и салфетки на каждого ребенка, интерактивный логопедический стол Logo 15, компьютерные развивающие игры Мерсибо «Логомер», «Говорящие картинки», микрофон, музыкальный центр, проектор, экран для демонстрации.

Ход занятия

Дети под музыку заходят в музыкальный зал с воспитателем, встают в полукруг.

Воспитатель:

- Дорогие дети у нас сегодня необычное занятие, так как к нам пришли гости.

Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить,

Всем, кого б не встретил –

Это знают дети!

(Дети здороваются с гостями).

Воспитатель:

- Ребята, присаживайтесь на стульчики, а я расскажу вам один секрет.

Воспитатель:

- К нам сегодня в детский сад поступил скайп-звонок от родителей. Внимание на экран.

(Заранее записывается видеообращение родителей к детям в виде скайп-звонка)

Скайп-звонок:

  1. Родитель: — «Алло! Здравствуйте! Это детский сад «Аистенок»?
  2. Родитель: — «Наши дети, вот беда звуки «р» и «рь» не осилят никогда».
  3. Родитель: — Вместо слова «рыба» — говорят «лыба», вместо слова «ириска» — говорят «илиска»,

Хором: — «Мы ждем Вас, помогите!»

Воспитатель:

Чтобы четко говорить,

Звуки все произносить,

Детям нашим, не секрет,

Срочно нужен … (логопед).

Под музыку входит учитель-логопед.

Логопед:

- Здравствуйте! Вы меня звали? Сейчас мы исправим эти звуки, для этого нам нужно выполнить гимнастику для язычка. Приглашаю вас за столы.

Дети садятся за столы.

Логопед:

Кинезиологическое упражнение «Колечки»

(Дети совместно с логопедом проговаривают стихотворение и выполняют движения пальцами.)

Мы наш ротик разминаем и к зарядке приступаем

1, 2, 3, 4, 5 начинаем выполнять.

Если выполним зарядку, звуки будут все в порядке.

Логопед:

В зеркало внимательно посмотрите,

И себя в нем найдите.

(Находят свое лицо в индивидуальном зеркале).

На экране включается видеоролик с музыкальной артикуляционной гимнастикой.

(Показ артикуляции звука [р] логопедом)

Логопед:

Кончик языка сейчас поработает у нас,

Глубоко воздух вдыхаем

С силой ветер выдыхаем,

Кончик языка тот час

Завибрирует у нас.

Р-р-р-р-р-р-р-ррррррь.

Затем дети встают в полукруг напротив экрана и отгадывают звуковые загадки.

Звуковые загадки

Дети с закрытыми глазами отгадывают:

1) Рычание собаки.

Логопед:

- С помощью какого звука можно изобразить рычание собаки? С помощью звука [р]. Произносят хором.

2) Рычание льва.

Логопед:

- С помощью какого звука можно изобразить рычание льва? Давайте попробуем.

Дети записывают звук [p] в интерактивной программе «Говорящие картинки», а затем прослушивают запись.

Логопед:

3) Гул мотора трактора.

- Как мы можем изобразить звучание мотора у трактора? Звуками [д] и [р].

Логопед:

- Ребята, предлагаю прокатиться на тракторе и изобразить гул его мотора.

(Воспитатель, логопед и дети под видеоролик едут на тракторе в деревню.)

Затем на экране появляется деревня.

Воспитатель:

- Ребята, куда же мы приехали? Да, это же деревня. Предлагаю вам поиграть в игру.

Начинается игра, где слова со слогом «ра»? (дети ищут глазами предмет на картинке, в которых есть слог «ра» радуга, рама).

Продолжаем мы игру, где слова со слогом «ру»? (рубашка, рукав, рупор).

Интересней нет игры, где слова со слогом «ры». (рыба, корыто, комары).

Все участвуем в игре, где слова со слогом «ре» (репа, дерево).

Воспитатель:

- Какие вы молодцы, ребята. Присаживайтесь на стульчики.

Музыка

Неожиданно «вылетает» ворона.

Ворона:

Кра! Крра!

Кричит ворона!

Ворона:

Кр-р-ажа! Кар-р-аул! Гр-р-абеж! Пр-р-опажа!

Вор прокр-р-ался утром рано!

Сыррр украл он из кар-р-мана!

Кар-р-андаш! Кар-р-тонку! Пр-р-обку!

И красивую кор-р-обку!

Логопед:

Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи

Жить не можешь без обмана

У тебя ведь нет кармана.

Ворона:

Как?

Подпрыгнула ворона и моргнула удивленно.

Ворона:

- Что ж вы раньше не сказали?

Кар-ра-ул! Кар-р-ман! Укр-р-али!!! (стихи Владимира Орлова)

Логопед:

- Ребята, поможем вороне отыскать её пропажу?

Ворона:

- Ой, спасибо вам, ребята!

Логопед:

- Для того, чтобы помочь вороне найти сыр, нам нужно правильно выполнить много заданий!

Ворона находит сундучок с загадками и читает их детям.

Воспитатель помогает Вороне держать сундучок.

ЗАГАДКИ ОТ ВОРОНЫ

Осенью вскапывают,

Весною засаживают,

Летом поливают,

С грядок овощи снимают! (Огород)

- Около дома есть огород, а на чем растут овощи? (на грядках).

Воспитатель:

- Вот и посмотрим какой у нас вырос урожай. Ребята, мы с вами будем отгадывать название овощей, которые выросли на огороде.

Ворона загадывает загадки про овощи, отгадки появляются на экране.

Любит воду и тенёк,

Носит жёлтенький цветок,

Усы зелёные растит,

И на зубах всегда хрустит! (Огурец)

(По щелчку мышки появляется отгадка.)

Друг за другом по порядку

Хвостики торчат на грядке,

А красавица девица

В земляной сидит темнице. (Морковь)

(По щелчку мышки появляется отгадка.)

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым листом. (Редиска)

(По щелчку мышки появляется отгадка.)

В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор)

(По щелчку мышки появляется отгадка.)

Кругла да гладка,

Откусишь — сладка.

Засела крепко на грядке… (Репка)

(По щелчку мышки появляется отгадка.)

Логопед:

- Какой богатый у нас вырос урожай! Куда мы поместили все овощи? (в корзину). А теперь вернемся в наш двор.

Воспитатель:

- Ребята, отгадайте, какие красивые цветы росли у нас на клумбе? Название цветов начинается со звука [р](ромашка, роза).

На экране появляется роза, (щелчок мышью), затем ромашка (щелчок мышью) и роза зарастает сорняками (щелчок мышью).

Воспитатель:

- Что же делать нам, ребята? Чем это заросла наша роза? Да, это же сорняки!

Логопед:

- Не переживайте, я знаю, как мы можем помочь розе.

Глазки закрываем,

Дружно поморгаем,

До 5 считаем

Вокруг себя покружись

У волшебного экрана очутись!

Дыхательная гимнастика с использованием интерактивного логопедического стола «Поможем Дракоше».

Первая сдувает сорняки Ворона, у нее ничего не получается. Дети рассказывают вороне, как правильно выполнять дыхательную гимнастику.

Все дети по очереди подходят к логопедическому комплексу и дуют в микрофон на сорняки. В итоге все сорняки на экране погибают.

Дети присаживаются на стульчики.

Под музыку вбегает лиса.

Лиса:

- Да, это я стащила твою коробку и сыр! Ну так уж и быть отдам я тебе твою коробку. А сыр вам придется поискать. (Лиса кривляется).

Воспитатель:

- Вот какая хитрая, рыжая лиса!

Ворона:

- Ребята, посмотрите, наверное лиса закапала мой сыр в песок.

Дети откапывают из песка предметы лопаткой.

Логопед:

- Теперь давайте определим, какой звук спрятался в названиях этих овощей [р] или [р"].

Дети называют название овоща, который они откопали и кладут в синий или зеленый ящик.

Дети присаживаются на стульчики.

Ворона:

- А сыр мы так и не нашли. (Грустно каркает).

Лиса:

- Да, сыр у меня! Ха-ха-ха!

Воспитатель:

- Лисичка, будь добрее, отдай сыр Вороне.

Лиса:

- Хорошо, но только тогда вам придется отгадать какие звуки спрятались в слове сыр.

Дети садятся за столы и выполняют звуковой анализ слова сыр с помощью деталей ТИКО-конструктора из логопедического набора №1 «Звуки».

Звуковой анализ

Звук [c] – согласный, твердый, прикрепляем синий кружок; звук [ы] – гласный, прикрепляем красный кружок; звук [р] – согласный, твердый, прикрепляем синий кружок.

Лиса:

- Да, задание выполнили правильно. Отдам я сыр вороне, так и быть! До свидания, ребята! (Лиса отдает вороне сыр, прощается с детьми и уходит.)

Ворона:

- Мне от радости захотелось с вами потанцевать. Выходите скорее в центр зала.

Логоритмическое упражнение «Ворона»

(Педагоги совместно с детьми под видеоролик выполняют логоритмическое упражнение.

Ворона:

- Ой, ребята, пора мне возвращаться в лес. Меня ждут мои воронята.

Дети:

- До свидания!

(Все стоят в кругу.)

Воспитатель:

- Какие вы молодцы, ребята.

Логопед:

- Все уже научились красиво и правильно выговаривать сложный звук [р]. Вы меня порадовали сегодня своими ответами, а я хочу послушать, что вас сегодня порадовало на занятии.

РЕФЛЕКСИЯ

Логопед:

- Палочку волшебную передавай, что понравилось на занятии – называй!

В конце занятия (по сигналу логопеда), когда все дети уже ответили, забегает ворона со словами: «Вот какая я р-р-рассеянная! Совсем забыла! Вы так хор-р-рошо пор-р-работали сегодня! Я вам пр- р-р-инесла целую кор-р-р-рзину гр-р-руш! (Воспитатель забирает корзину и угощает детей грушами в группе).

Логопед:

- Вот и закончилось наше приключение, ребята!

А теперь мы на прощанье

Скажем дружно «До свидания».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год