Педагогический опыт. Современные технологии в логопедической работе. |
Логопедия | |||
Автор: Бурдукова Елена Алексеевна | |||
18.05.2020 12:25 | |||
Педагогический опыт. Современные технологии в логопедической работе. Е.А. Бурдукова, учитель – логопед МБДОУ №36 «Яблонька» г.Сургут ХМАО Правильно говорящий ребенок — здоровый ребенок. Современные технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей. Альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Цель: обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей. Организуя коррекционную работу, ставлю оздоровительные задачи:
В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологии:
Для сохранения и укрепления психического здоровья, на занятиях использую следующие оздоровительные приемы: Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Динамические паузы (физкультминутки) — эффективный способ предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены деятельности. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения, их успокоения проводится мышечная релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих эмоциональное возбуждение, напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарат, восстанавливает силы ребенка. Зрительная гимнастика помогает снять напряжение, вызывает эмоциональный подъем и направлена на профилактику зрительных нарушений. Пальминг – это упражнение на расслабление глаз и восстановление зрения. Пальчиковая гимнастика. Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой. Кинезиологические упражнения ( «гимнастика мозга») – универсальный метод развития умственных способностей через двигательные упражнения рук. Упражнения помогают стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение. Су-Джок терапия ( «Су» — кисть, «Джок» — стопа) — восточная технология оздоровления организма, применяется для стимуляции высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. улучшает психоэмоциональное состояние детей; повышает физическую и умственную работоспособность; развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику; оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. Технологии обучения здоровому образу жизни Игротерапия – это метод взаимодействия на детей с использованием игры. Цель: дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развитие речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Тантамареска – это кукла с вырезанными отверстиями, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений. Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж представляет одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Коррекционные технологии Артикуляционная гимнастика-выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика регулярное ее выполнение помогает:
Одним из видов артикуляционной гимнастики является биоэнергопластика. Под красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста и объединены в единый сюжет. Дыхательная гимнастика корректирует речевое дыхание, помогает выработать правильное распределение выдоха при произношении звуков. Работа над дыханием является важной не только в логопедической работе, но и профилактике простудных заболеваний. Фонетическая ритмика-обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания. Тонирование — произнесение или напевание гласных звуков (повышает активность организма и стимулировать мозг). Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики. Внедрение здоровьесберегающих технологий, позволит сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысить эффективность обучения и коррекции, активизировать познавательный интерес к занятиям, повысить речевую активность, а главное — сохранить психологическое, так и физическое здоровье наших детей.
|