Конспект логопедического занятия для подгруппы детей 6-7 лет с ОНР-3 Тема: «Автоматизация произношения звуков [р], [л] |
Логопедия | |||
Автор: Доронова Н. Н. Овчинникова Е.А. | |||
26.04.2020 17:02 | |||
Конспект логопедического занятия для подгруппы детей 6-7 лет с ОНР-3 Тема: «Автоматизация произношения звуков [р], [л]
Аннотация. В статье представлено занятие для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, направленное на закрепление правильного произношения звуков [р, л], обучение детей связной речи с использованием условных заместителей (схема, план), развитие фонематического слуха. Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи III уровень, звуки [р, л], транспорт. Дети с речевыми нарушениями имеют трудности в связной монологической речи. В ходе предлагаемого занятия формируется умение составлять рассказы с помощью схемы, плана. Цель: Закреплять правильное произношение звуков [р], [л] в процессе изучения темы «Транспорт»
Задачи: Коррекционно – обучающие:
Коррекционно – развивающие:
Коррекционно – воспитательные:
Оборудование: «сухой бассейн» (из риса), игрушки-транспорт, мяч, магнитофон, альбомы Н. Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР №3», схема описательного рассказа, ребусы. Ход занятия. I. Вводная часть Дети входят в кабинет, встают в полукруг. Звучит спокойная музыка. Логопед: Глаза закрываем и представляем… Думаем только о том, что сейчас Умный, красивый каждый из вас! Вы – самое лучшее, что есть на свете! Глаза открываем… Здравствуйте, дети! Поздоровайтесь и вы с нашими гостями! (Дети здороваются). Здороваться – значит желать здоровья тем, с кем вы здороваетесь. И наши гости тоже пожелали вам здоровья. А сейчас мы настроимся на занятие (Массаж биологически активных зон (вместе с гостями) – приводит организм к достаточно высокой степени мобилизации. Настраивает на занятие):
Дети садятся на свои места. II. Основная часть. Отгадывание загадок. Логопед: А сейчас мы вместе отгадаем загадки, которые помогут нам узнать, какая тема занятия нас сегодня ждет и в отгадках поищем место звуков [р], [л]. Этот конь не ест овса Вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем! Только лучше правь рулем. (Велосипед, мотоцикл) Он не лось, но он двурогий, Важно едет по дороге. Если рожки вдруг слетают С двух контактных проводов – Их водитель поправляет, И вагончик в путь готов! (Троллейбус) Я важная машина, Есть кузов и кабина. Вожу любые грузы По ленточкам дорог. И парты, и арбузы Я вам доставлю в срок. (Грузовик) Я мчусь с сиреной на пожар, Везу я воду с пеной, Потушим вмиг огонь и жар, Мы быстры, словно стрелы. (Пожарная машина) Если кто-то заболел, Срочно нас зовет на помощь, — Набери скорей ноль-три… И приедет… (Скорая помощь) Логопед: Сегодня мы продолжим говорить о транспорте и закрепим правильное произношение звуков [р], [л]. Игра «Сухой бассейн» Логопед: Дети, на столе стоит «сухой бассейн», а там спрятаны разные виды транспорта. Назовите, что вы достали и определите место звуков [р] или [л] в слове. Ответы детей. Составление описательного рассказа с опорой на схему. Логопед: давайте расскажем о каждом виде транспорта с помощью схемы. Вспомним, как мы рассказываем:
Упражнение «Из чего – какой?» (с мячом) Кабина из металла (какая?) – металлическая кабина. Руль из пластмассы (какой?) — … Сиденье, обшитое кожей (какое?) — … Шины из резины (какие?) — … Окна из стекла (какие? — … Физкультминутка «Транспорт» Ракеты летают, Плывут корабли, И едут по трассе грузовики. В метро под землей Электрички гудят, По кругу спешат То вперед, то назад. (Подушечки одноименных пальцев обеих рук сомкнуть. Ладони немного округлены; движение сомкнутых рук вверх.) (Соединить руки, соприкасаясь краями ладоней и мизинцев – «лодочка»: движения руками из стороны в сторону.) (Руки перед собой согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки, имитировать управление рулем.) (Соединять последовательно пальцы обеих рук с большими.) (Соединить руки, развести их в стороны, описывая круги.) (Руки согнуты в локтях перед грудью, движения руками вперед, затем назад.) Скороговорки. Логопед: Давайте вспомним, какие скороговорки, связанные с транспортом, со звуками [р], [л] вы знаете. Ответы детей: 1. Вёз корабль карамель Наскочил корабль на мель И матросы две недели Карамель на мели ели. 2. Краб карабкается на корабль, А каракатица с корабля катится. 3. Винтокрылый вертолет отправляется в полет. 4. Грузы разные привык развозить грузовик. 5. Трамвай и троллейбус друзей повезут, но только туда, где положен маршрут. Логопед: Сейчас поучим новую скороговорку: «Трамвай травмировал троллейбус» (произносим с ускорением темпа 3 раза). Составление рассказа по плану. Логопед: Давайте с вами помечтаем и поедем отдыхать на море, используя различные виды транспорта. Откроем свои альбомы и найдем подробный план поездки (альбомы Н. Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР №3»). Рассматривание наглядного плана, выбор наиболее скоростных видов транспорта. Ответы детей по цепочке. Отгадывание ребусов. Логопед: Мы приехали на море, загораем на пляже и отгадываем ребусы: III. Заключительная часть Логопед: О чем говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось? А что было делать трудно? Спасибо, вы меня очень порадовали своими ответами! И не только меня, но и наших гостей. Список используемой и рекомендуемой литературы: Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР №3. Издательство ГНОМ. М., 2010. Никитина А. В. 33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на координацию слов с движением, загадки для детей 6-7 лет. Издательство КАРО. СПб., 2008. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). СПб., 2017.
|