Проект «Совместные индивидуальные занятия родителей и детей старших групп по теме: «Артикуляционная гимнастика дома. Ставим звуки вместе» |
Логопедия | |||
Автор: Митрюшина Анна Викторовна | |||
23.04.2020 22:17 | |||
Проект «Совместные индивидуальные занятия родителей и детей старших групп по теме: «Артикуляционная гимнастика дома. Ставим звуки вместе» Среднесрочный инновационный проект в старших группах для детей с ФНР (5-6 лет). Выполнил: Учитель-логопед I кв. кат. Митрюшина А.В. село Князе-Волконкое Управление образования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мечта» с. Князе-Волконское 2020 год 1. Паспорт инновационного проекта. 1. 1. Тема: «Артикуляционная гимнастика дома. Ставим звуки вместе». 1. 2. Автор проекта: Учитель-логопед Митрюшина Анна Викторовна 1. 3. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с. Князе-Волконское детский сад «Мечта» Хабаровского района
Цели проекта:
Оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка и закрепления поставленных звуков в речи в домашних условиях. Задачи проекта:
Гипотеза: Детей с нарушениями речи с годами становиться все больше, а логопедов нет. После январского обследования детей старших групп (60 человек), Занятия с логопедом рекомендовано 55-ти. На логопедический пункт для эффективной логопедической работы могут быть зачислены 25 детей. Перед началом работы над проектом я выдвинула для себя гипотезу, что приглашая детей (с ФНР) и родителей на индивидуальные консультации (раз в неделю во время отведенного для консультаций с родителями) можно уменьшить количество детей с нарушением звукопроизношения. Родители, получая индивидуальные рекомендации относительно речи своего ребенка продолжают заниматься дома самостоятельно, закрепляя поставленные звуки при встрече с логопедом. Методологическая основа моего проекта имела теоретические предпосылки, которые были определены на основе учета достижений возрастной педагогической психологии в изучении проблемы формирования у детей общих умственных способностей к усвоению знаний, а также современных достижений дефектологии, в вычислении специфических особенностей развития детей дошкольного возраста. 2. 2 Предполагаемые результаты.
3. Актуальность проблемы. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше. Актуальность и жизненность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.). Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в коррекционно-логопедическом направлении с целью профилактики речевых нарушений воспитанников. 4. Содержание и структура инновационного проекта. 4. 1 Работа с родителями:
гимнастики «Веселые язычки» (упражнения: «Часики», «Маляр», «Качели»);
5. Анализ эффективности педагогических усилий. Проект проводился в МБДОУ с.Князе-Волконское «Мечта» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) 2 старшие группы с 12 февраля по 5 апреля 2020 года. В проектной деятельности были задействованы воспитанники групп с ФНР (14 детей). Тема работы по проектной деятельности была определена в результате обследования речевых умений детей. Диагностическое обследование детей позволило выявить следующие недостатки:
На основе анамнеза и логопедического обследования детям было поставлено логопедическое заключение: фонематическое нарушение речи (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм). Целью моего проекта было совместная работа с родителями над постановкой и закреплением поставленных звуков под моим руководством без прохождения ПМПК и зачисления на логопедический пункт. Первые консультации носили ознакомительный, базовый характер. В некоторых случаях на этих консультациях были поставлены первые звуки. Родители уходили с занятий с полученными индивидуальными рекомендациями и примерными заданиями. Для формирования артикуляционной базы у детей были использованы типы упражнений, направленных на такое положение органов артикуляции, при котором звучание близко к акустическому эффекту правильно произносимого звука. Упражнения подбирала для подготовки всех групп нарушенных звуков в определенной последовательности и объединенных единым сюжетом. С этой целью был разучен комплекс артикуляционной гимнастики под названием «Веселые истории о язычке». Повторные занятия проходили в той же последовательности. На них мы ставили и закрепляли поставленные звуки по мере усложнения. Как показал проект, очень эффективными оказались упражнения, связанные с дутьем и развитием движения губ и языка. Так, например, для укрепления круговой мышцы рта использовались такие упражнения, как «Улыбка- хоботок», но более понравилось детям рисование в воздухе палочкой или карандашом, зажатыми между губами, удерживание носового платочка губами. Для устранения недостатков произношения шипящих звуков, помимо упражнений, направленных на укрепление круговой мышцы рта, мышц нижней челюсти, были использованы упражнения для языка, такие как «Не расплескай воду»:
Хорошо зарекомендовало себя упражнение «Жуем блин». Это упражнение дает хорошее расслабление языка, а покусывание боковых краев языка – подготовку к постановке шипящих звуков. За время проведения проекта у детей сформировалось устойчивое представление об органах речи. Дети узнали их названия, назначение. Для знакомства с органами речи была использована логопедическая сказка в сопровождении красочных иллюстраций. Дети с удовольствием искали органы речи, представленные на картинке в собственном отражении в зеркале: надувая щеки, растягивая губы в улыбке, как лягушка, постукивая зубами, гладя небо языком, пытаясь достать языком до носа, затем до подбородка. Совместная работа родителей и детей над поиском информации по сохранению здоровья речевых органов способствовало проникновению родителей проблемой речевого развития их детей. В ходе проектной деятельности у детей появился познавательный интерес к коррекционно — логопедическим занятиям. Жаль, что проект не был доведен до конца, в связи с карантином Короновируса в стране. Но все же, результаты есть и мы этому рады. Были сделаны следующие выводы:
|