Современные подходы в коррекционной логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР |
Логопедия | |||
Автор: Тарасова Елена Алексеевна | |||
22.04.2020 15:02 | |||
Современные подходы в коррекционной логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР Проблема нарушения речи у ребёнка дошкольного возраста оказывает влияние на формирование всей его познавательной деятельности и уровень общего развития. В дошкольный период происходит общее развитие ребёнка, наряду с этим, важнейшей предпосылкой развития речевой деятельности становится достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности [4, с.684]. Поэтому, методологической основой изучения речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) являются современные представления о формировании их связной речи. Вместе с тем, нарушения познавательной деятельности отрицательно влияют на процесс развития речи в целом. Недостаточная сформированность всех речевых компонентов у детей с ОНР впоследствии ведёт к трудностям усвоения ребёнком школьной программы. От того, насколько своевременно будет сформирована правильная речь у дошкольника, может зависеть его дальнейшее познавательное развитие и вербальная коммуникация [4, с.684].
На сегодняшний день существует целый ряд современных методов и технологий в коррекционной логопедической работе, которые направлены на преодоление речевых нарушений, выражающихся в нарушенном звукопроизношении, слоговой структуры слова, нарушенных лексико-грамматических связях, в бедном словарном запасе. Одной из таких технологий является биоэнергопластика, которая нацелена на коррекцию звукопроизношения, мелкой моторики пальцев, расширение активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР. Биоэнергопластика представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата и движения кистей рук. Данная технология позволяет почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Осязательные ощущения обусловливают чёткую работу артикуляционных органов, что является важным условием на первых этапах постановки звуков [3, с.94]. Логоритмика представляет собой игровой метод коррекционной работы, сочетает в себе коррекцию нарушений речи с формированием сенсорных и двигательных возможностей детей. Логоритмические упражнения включают в себя игры под музыку на развитие дыхания, артикуляции, мелкой моторики. В процессе применения логопедической ритмики у детей с ОНР наблюдаются значительные изменения в звукопроизношении, словообразовании, в обогащении активного словаря [2, с.124]. Наглядное моделирование представлено символами, схемами и картинками, основывается на образовании ассоциативных связей, замене абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное или кинестетическое представление. Использование данной технологии успешно зарекомендовало себя в коррекционной логопедической деятельности. Наглядное моделирование способствует становлению и развитию речевых функций у ребёнка с ОНР, обогащает словарный запас, развивает фразовую, а затем и связную речь. При этом дошкольники учатся работать с наглядными моделями, выделять существенные признаки понятий, устанавливать отношения подчиненности в элементарных понятийных структурах, сравнивать понятия разной степени обобщенности [5, с. 5]. Также следует сказать и о имаготерапии – театрализации, включающей в себя: куклотерапию и сказкотерапию. Вследствие сниженной речевой функции и несформированных коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР данная технология способствует развитию связной речи детей данной категории, развивает коммуникативные навыки, монологическую и диалогическую речь [1, с. 473]. Резюмируя всё выше сказанное следует констатировать, что рассмотренные нами современные подходы в коррекционной логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР имеют высокую эффективность и значимость в развитии речевых навыков. Список литературы
|