Формирование звукового восприятия при организации непрерывной образовательной деятельности |
Логопедия | |||
Автор: Ягодина Татьяна Степановна | |||
22.04.2020 12:38 | |||
Формирование звукового восприятия при организации непрерывной образовательной деятельности Учитель-логопед Ягодина Т.С. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 4 «МОНТЕССОРИ» г. ТОМСКА (МБДОУ №4 «Монтессори» г.Томска) Новые требования ФГОС призывают нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент, а вовремя предложить нужный материал, который поможет ребенку освоить то, что ему интересно. Работая в детском саду, я пришла к выводу, что коррекция речевых нарушений и формирование правильной речи дошкольников не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Свои коррекционные занятия я начинаю с того момента, когда ребенок покидает стены родной группы и по коридору идет в кабинет, аккуратно неся на голове вязаный мячик, тем самым вырабатывая равновесие симметричность осанки, концентрацию внимания или предлагаю ребенку донести на ладошке перышко так, чтобы оно не упало. Подобные упражнения для детей проводятся и в группах. Они проходят по кругу, неся перед собой легкий теннисный шарик на блюдце, стакан с водой, и др.
Пополняю среду группы материалами, способствующими профилактики и коррекции речевого развития. Одним из таких материалов являются «Звуковые коробочки», которые имеются практически в каждой группе. Цель: Развивать фонематический слух и слуховое внимание; учить различать звуки в слове на слух; уметь находить заданный звук в слове. В группе упражнения для развития фонематического слуха можно презентовать детям среднего и старшего дошкольного возраста. Способность слышать различать разные звуки дает огромный толчок в развитии речи, а также может послужить отличным стартом в становлении навыков чтения и письма. Работа начинается с определения гласного в начале слова, затем в конце, в середине. Материал: Поднос белого цвета, коробочка с правильно подобранными предметами (картинками), названия которых начинается на один и тот же звук. Все предметы обдуманны, в названиях не встречается ни каких фонограмм, сочетание звуков не может вызывать сомнений. Например: Апельсин, Ананас, Абрикос; Облако, Ослик, Осень; Кот, Кубик, Карандаш; Корова; Бант, Банан, Бабочка; Сумка, Слон, Стул, Самолет, Стол. Педагог берет поднос с материалом и приглашает ребенка присесть за стол. Вместе с ребенком рассматривают содержимое коробочки, трогают, ощупывают. Затем попросив ребенка внимательно слушать, показывает каждый предмет по очереди, называет его, четко проговаривая, утрируя первый звук. Проговорив названия всех предметов ребенку задается вопрос: «Какой звук, ты слышал в начале слова?» Если ребенок затрудняется, повторите все названия еще раз (так же утрируя первый звук). Рекомендации
Упражнения:
В дальнейшем можно усложнять задания следующим образом: Коробочка с предметами, в названиях которых звук [К] находится в разных позициях + карточки с обозначением места расположения звука. Например: Кот, лаК, белКа; Носок, кабаН, баНт; Муха, коМар, гноМ; Слон, ноСок, автобуС; Лук, воЛк, стуЛ- эти слова используются только в том случае если ребенок правильно произносит звук [Л]… Упражнения:
Выкладывая из коробочки все предметы, выделяем голосом нужный звук, в нужной позиции. Ребенок поочередно берет предметы, произносит их название, выделяя голосом звук, и кладет его в соответствующую ячейку, с обозначенной карточкой, на которой схематично нарисовано место нахождения звука.
Например: куБ — БелкА — АнанаС — СамолеТ — ТелефоН – Нос —... Таким образом отработанный с логопедом звук успешно закрепляется на подобном материале в группе. Список литературы: Дмитриевна В.Г. «Методика Марии Монтессори или помогите мне сделать это самому» /2005г, издательство Сова.
|