Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Кругосветное путешествие» |
Логопедия | |||
Автор: Колчанова Екатерина Владимировна | |||
09.04.2020 12:51 | |||
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Кругосветное путешествие» Цель: Автоматизация звука [Р] на уровне словосочетаний и предложений. Задачи:
Ход занятия I. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Садитесь за стол. Сегодня утром на почту мне пришло сообщение. Давайте его прочитаем. (Крош: Здравствуйте, ребята! Дело в том, что мы с Барашем хотим отправиться в кругосветное путешествие, и приглашаем вас поучаствовать в этой увлекательной истории! Отправитесь с нами?) Ребята, вы согласны? (Да!) Ну, вперед!
II. Основная часть 1. Артикуляционная гимнастика Мы начнем свое кругосветное путешествие из дома Кроша. Нужно дойти до дома Бараша и сесть на поезд. Чтобы добраться до дома Бараша, двигайтесь по дорожке и выполняйте гимнастику для языка. Приготовьтесь. 1. Упражнение «Чистим зубы» Цель: формировать умение удерживать кончик языка за верхними зубами, развитие подвижности языка. Чистить зубы каждый день Мне почти совсем не лень. Щётку пастой заряжаю, Прямо к зубкам отправляю. 2. Упражнение «Маляр» Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность В дом маляр к нам приходил, Потолки все побелил. Язычок я подниму, Словно кисточкой машу. 3. Упражнение «Качели» Цель: вырабатывать умение быстро меня положение языка, развивать его гибкость, подвижность. На качели я сажусь, Вверх и вниз легко несусь! 4. Упражнение «Вкусное варенье» Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка Очень вкусное варенье. Дали мне на День рождения. Банку целую я съел, Но наесться не успел. 5. Упражнение «Барабанщик» Цель: отработать подвижность языка, подготовить его к вибрации, необходимой для звука [р]. Барабанщик очень занят, Барабанщик барабанит, Д-д, д-д-д! Молодцы! Мы вместе со смешариками сели в поезд и поехали (2). 2. Дидактическая игра «Воздушный шар» Цель: Автоматизация звука [р] в словосочетаниях; Закреплять навык согласования прилагательных и существительных в роде и числе. Мы вышли с поезда и оказались в Китае. Двигайте наших героев на следующую фишку. Отсюда мы продолжим наше кругосветное путешествие на воздушном шаре. Но для этого нужно подготовить наш транспорт: прикрепите мешки к корзине — балласт, чтобы мы смогли спустить воздушный шар к земле и сесть в него. Мешки у нас будут не обычные – крепите их к корзине на веревочки и составляйте словосочинения с картинками, которые на них изображены — например: розовый поросёнок (1). Лингвистический материал: розовая свинья, красный шар, красный помидор, розовая роза, красный карандаш, красный арбуз, красная корзина, красная рубашка, красная смородина, розовое ведро. А теперь-полетели! 3. Дидактическая игра «Режиссёры» Цель: Автоматизация звука [р] в предложениях. Закреплять навык употребления предлога «между» Мы приземлились в Африке. Двигайте Бараша и Кроша на следующую фишку. Наши друзья, путешественники, решили на память снять короткий фильм про тигра. Они просят вас помочь им в этом и стать на минутку режиссёрами. Двигайте кадры пленки и составляйте предложения. Например: Тигр сидит между леопардом и носорогом. Лингвистический материал: Тигр стоит между носорогом и камнем. Тигр лежит между жирафом и носорогом. Тигр прячется между деревом и жирафом. Тигр бежит между дорогой и деревом. Тигр стоит между носорогом и камнем. Тигр сидит между деревом и дорогой. Аборигены, местные жители Африки, предлагают нам и смешарикам вместе станцевать их традиционный танец пальчиков. Пальчиковая гимнастика «Путешествие» Тук-тук-тук (Возле уха каждый палец стучит о большой три раза) Тук-тук-тук Наши ушки слышат стук. Вот ладошечки шуршат (Потирание ладоней друг о друга) Наши пальчики трещат (Потирание кулачков друг о друга) Теперь в ладоши громко бей (Хлопки) А теперь ты их согрей (Ладони на щеках) К путешествию готовы? (Кулаки на коленях) Да! (Руки вверх, ладони раскрыты) В путь отправимся мы снова (Вращаем кисти рук) Сядем мы на самолет И отправимся в полет. (Руки в стороны «Крылья») Мы теперь на корабле Нас качает на волне. (Ладони «лодочкой») Едет поезд (Ребром ладони двигаем по коленям) Колеса стучат (Кулачками стучим по коленям) А в поезде много веселых ребят (Подушечками поочередно нажимают на колени или на стол). (Мазуренко Г.В.) 4. Дидактическая игра «Волшебные круги» Цель: Закреплять навыки фонематического анализа; Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в предложениях. Дальше мы отправимся в путь на корабле. Двигайте наших путешественников на следующую клетку. Корабль этот не обычный, на него пускают только тех, кто разгадает ребусы-головоломки с кругами. Сейчас вы будете по одному, выбирать картинку на круге, называть ее, давать характеристику и определять какая фишка подходит для обозначения звука [р]. Затем нужно определить место этого звука в слове. Смешарики вам в этом помогут. Лингвистический материал: радуга, подарок, Крош, бобер, Бараш, комар, роза, корабль. Кто это? (Крош) Какой из изучаемых нами сегодня звуков слышится в этом слове? (В слове «Крош» слышится твердый согласный, звонкий звук Р) Какую фишку ты возьмешь? (Я возьму синюю фишку) Определи место звука в слове и выбери схему. (звук Р стоит в середине слова) (ребенок под соответствующую картинку поворачивает следующие два круга, аналогично разбираются следующие слова) Вы отлично справились с головоломками и теперь мы продолжаем наше кругосветное путешествие на корабле. Двигайте героев на следующую клетку 5. Дидактическая игра «Что в кармане у Кроша?» Цель: Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в предложениях; Закреплять навык изменения существительных по числам; Мы оказались в Америке! Крош и Бараш посетили много достопримечательностей и сделали на память много фотографий, но наше кругосветное путешествие подходит к концу. Нужно возвращаться домой. На этот раз мы полетим на вертолёте. Во время экскурсии в Америки Крош потерял ключи от нашего транспорта. Они лежат где-то в кармане. Давайте посмотрим и назовём, что лежит в кармане у Кроша, чтобы их найти. Светите на карман фонариком и называйте, что вы увидели. Например: В кармане у Кроша перо. Лингвистический материал: В кармане у Кроша карандаш. В кармане у Кроша ручка. В кармане у Кроша ракушка. В кармане у Кроша веер. В кармане у Кроша карта. В кармане у Кроша бумеранг. В кармане у Кроша подарок. В кармане у Кроша расческа. А вот и ключ от вертолёта! 6. Дидактическая игра «Вертолёт» Смешарики решили привезти из кругосветного путешествия своим друзьям гостинцы и набрали много разных овощей, фруктов и ягод. Кроме людей ведь вертолёт может перевозить много грузов. Сейчас мы будем называть, много чего перевозит вертолет, например: Вертолёт везёт много моркови. Лингвистический материал: Вертолёт везёт много моркови. Вертолёт везёт много персиков. Вертолёт везёт много арбузов. Вертолёт везёт много огурцов. Вертолёт везёт много винограда. Вертолёт везёт много груш. Вертолёт везёт много помидоров. Вертолёт везёт много картошки. Вертолёт везёт много кукурузы. Вот мы и вернулись домой! III. Итог занятия Ребята, скажите пожалуйста, где мы сегодня были? С кем мы вместе путешествовали? Что на нашем занятии вам понравилось больше всего? Крош и Бараш предлагают вам выбрать тот смайлик, который соответствует вашему настроению. Если вы считаете, что вы справили сь со всеми заданиями, то возьмите улыбающийся смайлик, если вы считаете, что с некоторыми заданиями вы не справились – возьмите смайлик, на котором отсутствует улыбка. Покажите его нашим гостям и улыбнитесь вместе со своим смайликом. Крош и Бараш дарят вам на память свои фотографии и сладкие подарки. Занятие окончено, до свидания! Список используемой литературы
|