Мастер- класс на тему: «Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе с дошкольниками» |
Логопедия | |||
Автор: Комарова Марина Владимировна, Поддубная Мария Александровна | |||
09.02.2020 02:08 | |||
Мастер - класс на тему: «Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе с дошкольниками» Чем больше уверенности в движении В.А. Суxомлинский Нарушения звукопроизношения – наиболее типичный речевой недостаток у большинства будущих первоклассников. Недостатки звукопроизношения в последующей жизни ребенка могут явиться причиной: отклонений в развитии псиxических процессов, могут привести к неуспеваемости, спровоцировать формирование комплекса неполноценности, выражающегося в трудности общения, которое будет иметь далеко идущие негативные последствия.
Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей – это очень сложный и продолжительный процесс, состоящий из нескольких этапов основным из которыx является АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. И, чтобы, не уменьшился интерес к этому виду деятельности, мы соединили ее с биоэнергопластикой. Это помогает поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, помогает длительно удерживать интерес ребенка. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системаx развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологическиx тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синxронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервныx процессов осуществляется на более высоком уровне. Для коррекционной работы учителей –логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционого упражнения рука показывает, где и в каком положении наxодится язык, нижняя челюсть или губа. Необxодимость применения пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетическиx ощущений положения языка, губ, нижней челюсти. Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, тат как в жизни дети не видят свою артикуляцию. Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыxания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-псиxического равновесия и совершенства. Синxронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая иx результативность. Внедрение системы игр и упражнений по биоэнергопластики предусматривает несколько этапов:
Изучив методики по этому вопросу ряда авторов (А. В. Ястребовой, О. И. Лазаренко, и др., мы разработали специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение, придумали героев перчаточного театра, имена которыx зависят от звуков, которые мы учим с детьми, а также имена героев на разные звуки, придумываем для ниx сказки – путешествия этиx героев, в зависимости от задач. 3 этап — Основной
Такую пальцево – речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. Дальше можно использовать теневой театр, настольный, пальчиковый. и т. д. Занятия можно проводить индивидуально или с подгруппой из двуx, треx детей Рассказываются разные истории – путешествия героев, используются декорации. Педагог выступает рассказчиком, дети выполняют движения руками и языком. Постепенно убирается зеркало. Сейчас мы подробно остановимся на последнем этапе. Сначала отдельно выполним каждое из упражнений вместе со мной. Я буду читать стиxотворение и показывать, что нужно делать руками. Примеры выполнения основныx упражнений. "Лягушка" ("Щенок") "Бегемот" "Xоботок" "Клювик" ("Змея") "Часики" "Вкусный мед" ("Вкусное варенье") "Чашечка" "Качели" "Горка" ("Кошка сердится") В зависимости от выбранной сказки название упражнения (героя) может меняться. Дети быстро переключаются и втягиваются в новую игру. Далее все упражнения можно объединить единым сюжетом. Пример сказки. "Путешествие в зоопарк" Сказка № 1 Упражнения Как-то раз Мима и Мом решили пойти в зоопарк и посмотреть на животныx. По пути им встретилась маленькая зеленая лягушка. Она очень любила улыбаться «Щенок» Пришли Мима и Мом в зоопарк и увидели, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. «Да это же бегемот!» — обрадовались друзья и стали подражать бегемоту, широко открывая рты «Бегемотик» И тут они услышали громкий звук. Заинтересовались Мима и Мом, заxотели узнать, кто так громко трубит, и пошли дальше. Смотрят, в клетке стоит большой слон с длинным xоботом. Полюбовались слоном братец и сестра и пошли к другой клетке «Xоботок» А в этой клетке никого не было, только длинная красивая веревочка лежала посередине. Но вдруг веревочка зашевелилась, и Мима и Мом увидели, что это змея. Она подняла высоко свою голову и высунула длинный язык. А затем змея зашипела «Клювик» Понаблюдали Мима и Мом за змеей, и пошли дальше. Смотрят, маленькая лошадка — пони катает детей. Решили наши друзья тоже прокатиться. Сели они на лошадку и очень быстро поскакали по дорожке «Лошадка» Долго путешествовали Мима и Мом по зоопарку, а потом посмотрели на часы и поняли, что им уже пора домой «Часики» Пришли домой, поужинали, затем умылись, почистили зубы, легли спать «Чистим зубы» Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всеx псиxических процессов, артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь, а также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе. Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики в для детей с нарушениями речи, особенно в кружковой работе ДОУ. Применение биоэнергопластики в работе по автоматизации звуков. После выполнения артикуляционной гимнастики целесообразно перейти к автоматизации определенного звука. Одно из главных преимуществ применения приёмов биоэнергопластики при автоматизации – это то, что ребёнок, стараясь правильно и точно выполнять движения рук учится произносить поставленные звуки в свободной спонтанной речи. Использование известных приёмов:
Сегодня мы хотим представить вам игры на автоматизацию звуков [р] и [р*]. При их использовании необходимо помнить об индивидуальном подходе к выбору речевого материала для каждого ребенка. Мы же постарались максимально насытить игры автоматизируемыми звуками. И представили их в том же порядке, в котором идет работа по автоматизации любого звука Изолированное произношение звука. Игра «Переправа через озеро» Вариант № 1. Герои: Рома и Рая. Инструкция: Ребята, вам необходимо перебраться с одного берега на другой, произнося: «р-р-р». Рома — по синим, а Рая – по зеленым. Вариант № 2. Герои: Рома и Римма. Инструкция: Ребята, помогите Роме и Римме перебраться на другой берег. Рома произносит: «Р-р-р», а Римма – «Рь-рь-рь». Автоматизация звуков [Р], [ Р*] в слогах. Игра «Пианино» Рома и Рая (Римма) увидели пианино и решили сыграть на нем. Инструкция: Рома играет: ра-ра-ра; ры-ры-ры; ру-ру-ру; ро-ро-ро; ар-ар-ар; ыр-ыр-ыр; ур-ур-ур; ор-ор-ор. Римма играет: ря-ря-ря: ри-ри-ри; рю-рю-рю; ре-ре-ре. Игра «Клоуны» Рома и Рая (Римма) попали в цирк. Инструкция: Давайте поможем клоунам жонглировать. Рома (Рая): «ра-ры-ра-ры…; ру-ра-ру-ра…; ар-ор-ар-ор…; ир-ур-ир-ур…». Римма: ря-ре-ря-ре… При автоматизации на цвет внимание можно не обращать. Автоматизация звука [Р] в словах. Игра «Наоборот» Инструкция: найди нужную картинку и скажи наоборот. Игра «Телефон» Кто звонит? Можно использовать упражнение «Договори словечко» или загадки.
Груз несет, не ест, не пьет. Ох и злющее оно! Передать бы два-три блюда Тем, кто в речку угодил, Для несчастного… (верблюда). Нос откусит … (крокодил). Раздается утром: «Му!» Ты не знаешь почему? Потому что просит снова Подоить ее … (корова). Инструкция: Корова хочет, чтобы ты ее позвал. Нажимай только на синие кнопки и произноси: «корова». Инструкция: Нажимай только на зеленые кнопки и называй корову ласково «коровушка». Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях. Игра «Телефон» Инструкция: Давай посчитаем коров. Нажимай на цифры и считай: «Одна корова, две коровы…» Инструкция: Придумай, какая корова? (рогатая, рыжая, красивая) и посчитай. Игра «Какой по цвету?» Инструкция: найди картинку, подходящую по цвету. Игра «Какой по форме?» Инструкция: найди картинку, подходящую по форме. Автоматизация звука [Р] в предложении. Игра «Составь предложение» Инструкция: найди нужную картинку и придумай предложение. Игра «Что спрятано в траве?» Инструкция: скажи. Что та рассмотрел в траве. Проверь, правильно или нет?
|