Методическая разработка по использованию камушков Марбл учителем-логопедом в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР. |
Логопедия | |||
Автор: Зотеева Елена Юрьевна | |||
06.02.2020 23:22 | |||
Методическая разработка по использованию камушков Марбл учителем-логопедом в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР. Зотеева Елена Юрьевна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 407» г.о. Самара Слайд 2. Марионилла Максимовна Кольцова (1915 г., Самара – 2006 г.), физиолог, член-корреспондент Российской академии образования, доктор медицинских наук, профессор. Марионила Максимовна пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга". Слайд 3. Дети с ОНР имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, слухо- и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Слайд 4. Применение камушков «Кабошонов» и шариков «Марбл» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания могут использоваться с детьми от 3-х лет, а также для детей с отклонениями в развитии (ДЦП, ОНР, ФФНР — это те диагнозы с которыми бала апробация). Для детей имеющих нарушения в опорно-двигательной сфере предлагается оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камушка приклеит липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп т и т.д.). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом. Данная разработка адресована: учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Можно применять на логопедическом пункте при ДОУ, в логопедической группе, массовой группе, а также в домашних условиях. Слайд 5. Упражнение «Знакомство» Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту. Оборудование: ёмкость с камушками «Марблс». Задание: перебирать камушки руками, гладить, пересыпать. Слайд 6-8. Упражнение для моторики кистей и пальцев рук:
Слайд 9-11. Познавательные процессы:
Слайд 12-14. Фонематическое развитие:
Слайд 15. Знакомство с буквами:
Слайд 16-17. Звукопроизношение
Слайд 18-19. Формирование лексико-грамматического строя
|