Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР |
Логопедия | |||
Автор: Савельева Марина Станиславна | |||
06.12.2016 08:23 | |||
Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР Савельева Марина Станиславна учитель-логопед МАДОУ детский сад №69 «Ладушки» город Старый Оскол Белгородской области Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными
Л.С. Выготский писал, что восприятие и память принадлежит к числу основных предпосылок всего психического развития. Развитие памяти является основным условием приобретения знаний и навыков. Память- способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Основу памяти составляют генетически обусловленная способность запечатлевать информацию. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Память ребенка дошкольного возраста фиксирует образы отдельных конкретных предметов, их отличительные и общие черты, свойственные целой группе (деревьям, птицам..) Старший дошкольник привлекает к запоминанию уже сформированные вспомогательные средства (классификацию, смысловое соотнесение, группировку…) Процессы восприятия и памяти играют немаловажною роль в развитии и совершенствовании речевой функции. Одна из самых многочисленных категорий детей, посещающих логопедические группы – это дети с диагнозом ОНР. Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речи, включающее в себя нарушение произношения и различения звуков, недостаточно полноценное овладение системой морфем, а вследствие — плохому усвоению навыков словоизменения и словообразования, словарный запас у этих детей отстает от нормы как по качественным, так и по количественным показателя, страдает связная речь. Она малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, имеет тенденцию к снижению, что в свою очередь накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. При относительно-сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена слухоречевая память, страдает процесс запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Нарушения слухоречевой памяти обусловлены расстройствами произвольного внимания, недостаточной его устойчивостью и ограниченными возможностями его распределения; расстройствами восприятия речевой информации, что, в свою очередь, связано с неврологической симптоматикой: поражением ц.н. с., несформированностью динамических стереотипов Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений разнообразны и к глубокому сожалению детей с общим недоразвитием становится все больше и больше. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с педагогом (на более ранних этапах). Большая работа идет с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу так:, действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слезы — маленькими точками. Через сказку дети знакомятся с сезонными явлениями природы. Использование мнемотаблиц «Осень», «Зима», «Весна» знакомит с характерными особенностями времен года, через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами вводятся: цветовые, буквенные обозначения времен года: осень — желтая или оранжевая, буква «О»; зима — синяя или голубая, буква «3»; весна — зеленая, буква «В». Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «3» символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого вре-мени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в является подготовительным этапом при формировании процесса связной речи. Существуют факторы облегчающие процесс становления связной речи. -Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. -В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Цель использования мнемотаблиц, прежде всего развитие разных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек,, коллажей и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотехнических таблиц помогает педагогу более наглядно, доступно и интересно подать материал детям, развивая у них, при этом, сразу несколько таких важных психических процессов, как память, воображение, речь, мышление, внимание. При работе с таблицам дети не испытывают напряжения, им доставляет большое удовольствие запоминать картинки или символы, их заменяющие, придумывать историю или рассказ, рассказывать стихи или описывать предметы, а также зарисовывать мнемотаблицы самостоятельно. Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Мнемотаблицы могут быть:
Создание запоминаемого материала (натуральные предметы и картинки запоминаются лучше, чем абстрактные геометрические фигуры) Обозначение объекта словом (многократные проговаривания вслух. А также про себя) Дополнительная конкретная задача не должна противоречить поставленной цели (запомнить цвет предмета и сам предмет) Запоминание и воспроизведение признаков предмета в нарастающем порядке (цвет, форма, величина, количество, пространственное расположение объектов и их частей)
Мнемотехника основана на вербально-логическом мышлении. Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемотехника помогает при автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста –на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки. установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания. С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:
Мнемотаблицы, схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа:
Разрезав мнемотаблицу — можно играть в следующие игры:
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе. Используемая литература:
|