Интегрированная итоговая НОД в логопедической группе «Путешествие к динозаврам» для детей старшего дошкольного возраста |
Логопедия | |||
Автор: Кичигина Л.И Шикарева О.С. | |||
16.06.2019 19:22 | |||
Интегрированная итоговая НОД в логопедической группе «Путешествие к динозаврам» для детей старшего дошкольного возраста Подготовили и провели:
МКДОУ «Детский сад №5» г. Обоянь Цель: расширение знаний старших дошкольников о древних обитателях нашей планеты. Задачи:
Образовательные области: познавательное развитие, интеграция – речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие. Предварительная работа: беседа с детьми о животных, живших в древнем мире, обсуждение их образа жизни, повадок. Чтение энциклопедий, познавательной литературы (энциклопедии: «Самая первая энциклопедия. Динозавры» «Куда ушли динозавры» Д. Гончарова, «В стране динозавров» под ред. А. М. Битаровой, «Атлас живого мира» Е. Павлова), рассматривание иллюстраций мезозойской эры, динозавров хищных и травоядных.
Материалы: телевизор, ноутбук, игрушечные динозавры, коробки, вырезанные части скелета динозавра, манка, клей ПВА, шарики с наклеенными на них цифрами от 1 до 10, макет вулкана, сода, лимонная кислота, пищевой краситель красного цвета. Ход занятия Под музыку входят дети, здороваются с гостями. Логопед: -Здравствуйте, ребята! Я хочу загадать вам загадку: «А это животное встретим едва ли Оно на Земле давно обитало Он большой и тяжелый, Длинный ужасно, но очень весёлый!» (Динозавр) Воспитатель: -Когда жили динозавры? Давным- давно, когда даже людей ещё не было, а материк был всего один и его окружал океан. Этот материк назывался Пангея (картинка Пангеи). На земле жили древние гиганты и назывались они- динозавры. Логопед: -Ребята, кто из вас знает, как называются ученые, которые нашли скелеты динозавров? (Палеонтологи) А вы хотите побыть помощниками палеонтологов и самостоятельно провести раскопки, может быть и вам посчастливиться найти скелет или яйцо динозавра на Пангеи. Воспитатель: А чтобы попасть в древний мир динозавров у нас есть прибор, который называется «Времяскок». Ну что, в путь. (Дети одевают панамы, сумки). (Дети считают до 10 и идут по сенсорной дорожке). Физминутка. Тик-так, тик-так, все часы идут вот так. Ну, а наш время скок, На ногах один подскок. Покружились, наклонились и В Пангеи очутились. Сенсорная дорожка- дети идут по сенсорной дорожке. Ребята, вот мы с вами и прибыли в мезозойскую эру, которая была много миллионов лет назад. В это время на Земле жили удивительные животные – динозавры. Это были рептилии, в чем-то похожие на современных крокодилов, ящериц, черепах. Среди динозавров были гиганты и карлики, мирные травоядные ящеры и свирепые хищники. На суше динозавры расселились повсюду, став ее хозяевами. Логопед: Ребята, вы знаете, что означает «Динозавр». Ответы детей: Страшный ящер. Правильно, ребята. Учёные нашли много видов динозавров: все они отличались друг от друга внешним видом (у некоторых были наросты в виде рогов и шипов, длинные шеи, короткие передние лапки, когти, окраской, величиной, средой обитания. Были такие, которые жили в воде, летали в небе, передвигались на двух ногах. Воспитатель: -Ребята, давайте мы соберем всех динозавров на материке и поселим их вот в этом одном месте. (Показ сенсорной коробки). А затем поиграем с ними. 1. Динозавр «Диплодок». Логопед: Это самый длинный и изученный растительноядный динозавр. - Диплодок жил по берегам рек и питался зеленью, водорослями и раками. Длина тела диплодока была не менее 27 метров. Ребята, скажите, что ели диплодоки? (растения) А давайте сядем и поиграем с растительным материалом. (Логопед проводит сенсорную артикуляционную гимнастику). Логопед: 2. Динозавр «Стегозавр» — это птицетазовый динозавр. У него на спине пластины. - Стегозавр — это крупный травоядный динозавр. Они достигали 9 метров в длину и 4 метров в высоту и весили до 4.5 тонн. Мозг весил очень мало, всего 80 граммов. Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, откуда появились динозавры? (Из яиц) -Динозавры строили гнёзда из песка и грязи, затем мама откладывала яйца, а папа их высиживал. Самый большой размер яйца, которые нашли ученые - размером с мяч. -Посмотрите наши динозавры растеряли своё будущее потомство, давайте их соберем и расставим по номерам. Среди яиц попадается очень большое яйцо без номера и дети берут его с собой. Воспитатель: 3. Динозавр – Птеродактиль. Это – всеядная рептилия, которая приспособилась к полету. Ребята, посмотрите, а вот динозавр мама высиживает яйца. Игра «Помоги динозаврикам добраться до яиц.» Логопед: 4. Динозавр- Аллозавр- самый известный хищный динозавр. Он очень свирепый и опасный. Он мог достигать 15 метров в длину и 4 метров в высоту. -Ребята, динозавры существовали, как травоядные, так и хищники с острыми Зубами, огромными когтями, мощными челюстями. Как вы думаете, зачем им это нужно было? (Для того, чтобы защищаться). Давайте поиграем в игру «Хищники и травоядные». (Одевают на руку браслеты- резинки) Дети становятся вкруг и делятся на две команды – на «Хищников» и «Травоядных». Дети начинают движение по кругу. По команде воспитателя: «Хищники!» – дети «хищники» принимают позу нападения и угрожающе рычат, а дети «травоядные» приседают на корточки и замирают. По команде воспитателя: «Травоядные!» – дети «травоядные» имитируют движения динозавров, поедающих корм (вытягивают шеи, встают на носочки, иммитируют щипание листьев, травы, а дети «хищники» замирают в позе нападения. Игра проводится 2-3 раза. Воспитатель: 5. Динозавр «Ихтиозавр». Это водный динозавр. Очень похож на дельфина. -Ребята, динозавры жили не только на суше, но и воде. И чтобы плавать у них были ласты. Логопед: А давайте превратимся в плавающих динозавров, оденем ласты и выполним задание: определите какой первый звук в названиях водных динозавров и станем на соответствующий круг (красный, синий, зелёный). Логопед показывает картинки плавающих динозавров, а дети определяют первый звук. Воспитатель: 6. Динозавр «Трицератопс» — самый крупный рогатый динозавр. Он напоминает носорога. -Дети, а как вы думаете, как люди узнали динозаврах, если в те времена их не было? (Они находили кости, останки при раскопках) А люди, которые этим занимаются называются палеонтологи, а мы их помощники. Чтобы представить себя палеонтологами, я предлагаю вам провести раскопки. Для этого присаживайтесь за столы, у каждого из вас есть своя коробка и кисточка (на каждом столе лежит коробка с манкой, под слоем манки закопаны бумажные фрагменты костей динозавров). С помощью кисточки нужно аккуратно найти части скелета динозавра. Найдя все кости, попробуйте из них выложить скелет. В качестве образца можно найти рисунок скелета вашего динозавра под вашей коробкой. Работа детей. -А теперь ребята, подойти к столу и найдите фигуру динозавра, похожую на собранный вами скелет. Логопед: Ребята, а посмотрите, у нас ещё есть окаменелые отпечатки динозавров. А давайте найдём, чьи это отпечатки и соединим с динозаврами. - Молодцы! Вот и вернули всех динозавров. Посмотрите, у нас получился мини-музей. Воспитатель: Ребята, давайте присядем и немного отдохнём у костра, укроемся пледами, а я вам расскажу историю про музей. Логопед: Педагог выставляет фотографию и рассказывает рассказ: «Дети пришли на экскурсию в музей. Все были увлечены и внимательно рассматривали экспонаты. Экскурсовод рассказывал о динозаврах, Маша с интересом рассматривала экспонаты. Один Вова грустно стоял в сторонке. Было непонятно, что же произошло. А вы как думаете? -Ребята, что же нам сделать, как помочь Вове? Воспитатель: -Ребята, вы так хорошо разобрались в ситуации. Какой вариант ответа вы выбираете? -Давайте вернёмся в наш древний мир и подумаем, что случилось с динозаврами? А почему они вымерли? Логопед: -Есть несколько версий и основные из них: упал метеорит, образовалось много пыли, стали гибнуть сначала растения, затем травоядные динозавры, потому что им нечего было кушать, а потом и хищные. -Вторая версия- это извержение вулкана. Воспитатель: Предлагаю пройти к нашему экспонату, где мы с вами посмотрим, как же происходило это извержение. Так как около вулкана находится опасно, вы близко не подходите. Проведение опыта «вулкан». Вот так, посмотрите, лава из вулкана поглощала всё, на своём пути и всё живое стало гибнуть из-за огня и жары. Логопед: - Ребята посмотрите, а наше яйцо открыто, наверное оно согрелось от вулкана и из него вылупился динозаврик. А вот и он. (игрушка динозавра). Воспитатель: А давайте мы его возьмем к себе в группу. Ну вот и всё наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться назад в детский сад. Давайте посчитаем обратным счётом 10, 9, 8, 7 и т.д и вернемся на нашем времяскоке назад. Логопед: -Ребята, понравилось вам наше путешествие в прошлое? Давайте подведем итог и посмотрим, что же мы сегодня узнали? (Просмотр слайдов). Итог занятия.
|