Конспект подгруппового логопедического занятия: «Дифференциация звуков с-ш и з-ж с элементами логопедической ритмики!» |
Логопедия | ||||
Автор: Гурлова Юлия Сергеевна | ||||
01.05.2019 07:10 | ||||
Конспект подгруппового логопедического занятия: «Дифференциация звуков с-ш и з-ж с элементами логопедической ритмики!» Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в словах, в предложениях, в стихах. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Закреплять правильное произнесение свистящих и шипящих звуков в словах, в предложениях и стихах. 3. Формировать умение согласовывать имена существительные с притяжательными прилагательными в роде и числе. 4. Формировать навык построения сложноподчиненных предложений.
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательная: 1. Воспитывать познавательный интерес к занятию; навыки самоконтроля. Содержание занятия. Ι. Организационный момент. ΙΙ. Сообщение темы занятия. ΙΙΙ. Уточнение артикуляции звуков и упражнения на развитие правильной воздушной струи. ΙV. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах, в потешках.
V. Координация речи с движением. VΙ. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в предложениях.
VΙΙ. Логоритмическое упражнение «Медвежата в чаще жили». VΙΙΙ. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в стихах. IX. Итог занятия. Список литературы. Ход занятия. Ι. Организационный момент. Логопед здоровается с детьми и усаживает их за столы. Логопед: «Сегодня к нам в гости пришли детишки. Девочки Соня и Зоя, мальчики Миша и Женя. Они хотят научиться правильно, говорить слова и просят Вас им помочь. Поможем им?». Дети: «Да, поможем!». ΙΙ. Сообщение темы занятия. Логопед: «Соня, Миша, Зоя и Женя не могут правильно произносить звуки [С], [Ш], [З], [Ж]. Они их постоянно путают. А вы, я знаю, можете эти звуки произносить правильно. Давайте научим их четко произносить эти звуки». Дети: «Да, давайте научим детей правильно произносить звуки». ΙΙΙ. Уточнение артикуляции звуков и упражнения на развитие правильной воздушной струи. Логопед: «Скажите, где лежит кончик язычка, когда вы произносите звук [С]?». Дети по очереди отвечают: «Кончик язычка лежит внизу». Логопед: «Правильно, молодцы!». Логопед: «А где он находится, когда вы произносите звук [Ш]?». Дети по очереди отвечают: «Я его поднимаю вверх». Логопед: «Правильно, молодцы!». Логопед просит детей подуть на тыльную сторону руки, чтобы ощутить, какая струя воздуха выходит – тёплая или холодная. Логопед просит ребят передать, как звучит пила: с-с-с-с-с… (холодная струя воздуха). Передать, как шипит змея: ш-ш-ш-ш-ш… (тёплая струя воздуха). Логопед: «Молодцы. Мы с вами проверили, как вы научились правильно произносить звуки [С] и [Ш], а теперь вспомните, как надо произносить звуки [З] и [Ж]. Логопед предлагает детям спеть песенку комарика: з-з-з-з-з… Логопед: «Покажите, где надо держать кончик язычка, когда произносишь звук [З]?». Дети опускают кончик язычка к нижним резцам и длительно произносят: з-з-з-з-з… Логопед: «Молодцы, правильно, кончик язычка лежит внизу». Логопед предлагает ребятам спеть песенку жука: ж-ж-ж-ж-ж… Логопед: «А где будет кончик язычка, когда вы произносите звук [Ж]?». Дети поднимают язык к вверху, за верхние альвиолы. Логопед: «Правильно, язычок поднимается вверх». ΙV. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах, в потешках. 1. «Назови картинку». Логопед показывает детям картинки на свистящие и шипящие звуки, и просит их назвать. Логопед просит детей определить место звука в слове. Картинки на звуки [С] и [Ш]: собака, санки, весы, кокос, компас, шуба, шило, душ, бабушка, шишка. 2. «Потешки». Логопед предлагает детям повторить потешки. Ша-ша-ша – у Сони вкусная каша. Шу-шу-шу – Соня кушает кашу. Ши-ши-ши – у Сони нет больше каши. Су-су-су – Миша поймал осу. Са-са-са – Мишу укусила оса. Со-со-со – у Миши сломалось колесо. Ас-ас-ас – Миша пьет квас. Зу-зу-зу – я вижу козу. За-за-за – на лужайке пасётся коза. Аз-аз-аз – у Жени есть камаз. Жи-жи-жи – под сосной ужи. Ёж-ёж-ёж – под сосной ещё ёж. V. Координация речи с движением. Девочки и мальчики – разводят руки в стороны, Прыгают, как мячики – прыгают на месте, Ножками топочут — топают ногами на месте, Весело хохочут – смеются, положив руки на живот. VΙ. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в предложениях. 1. Игра «Чья вещь?» Логопед просит ребят назвать картинки со звуками [З] и [Ж]. Затем логопед объясняет, что это вещи Зои и Жени, они перепутались. Нужно помочь детям найти свои вещи. Зое отдать вещи со звуком [З], а Жене — вещи со звуком [Ж]. Логопед задаёт ребёнку вопрос: «Чья это звезда?». Ребёнок берет картинку со звуком [З] и отвечает на вопрос, например: «Зоина звезда, Женин жёлудь». Картинки вещей: жёлудь, жук, пижама, ёж, уж, пиджак, звезда, зайка, коза, ваза, зонт, камаз. 2. Игра «Чудесный мешочек». Логопед предлагаетвоспитанникам достать предмет из мешочка со звуком [С]-[Ш], назвать его и составить с ним предложения. Можно задавать вопросы ребенку о предмете, который он достал из мешочка, а ребёнок должен ответить на вопрос полным предложением. Например, ребенок достал кошку. Задаем ему вопрос: «Что ты нашёл в мешочке?», «Кошка домашнее или дикое животное?», «Где живет кошка?» и т.д. Ребенок отвечает: «Я нашёл кошку. Кошка домашнее животное». Мелкие игрушки для мешочка: кошка, шишка, машинка, бусы, колесо, сова. VΙΙ. Логоритмическое упражнение “Медвежата в чаще жили”: Дети повторяют слова и движения за логопедом. - Медвежата в чаще жили, головой они крутили – вот так, вот так, вот так! - Медвежата в чаще жили и из речки воду пили – вот так … - Медвежата мед искали, они дерево качали – вот так… - А потом они плясали, лапы смело поднимали – вот так… - Вперевалочку ходили, дружно по лесу бродили – вот так… VΙΙΙ. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в стихах. Простокваши дали Клаше - Недовольна Клаша:
Дайте просто каши! Ёж, ёж, где живешь? Я живу в густом лесу. Ёж, ёж, что несешь? В норку яблоки несу. IX. Итог занятия. Логопед: «Молодцы, ребята! Вам понравилось играть с детьми? А что вам запомнилось больше всего? Вы хорошо отвечали, играли». Ответы детей. Список литературы.
|