Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР Дифференциация звуков: С – Ш |
Логопедия | |||
Автор: Аренкина Анна Анатольевна Кузнецова Елена Викторовна Пилипенко Ольга Сергеевна Шихова Ирина Викторовна | |||
10.04.2019 19:49 | |||
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР Дифференциация звуков: С – Ш
МБ ДОУ «Детский сад 244» г. Новокузнецк 2019г Цель. Упражнять в сравнении, различении и нормативном произношении звуков «с – ш». Задачи: 1. Коррекционно- образовательные: 1. 1. расширять кругозор детей и создавать социально-психологические основы
всестороннего и целостного развития личности;
слуховое, тактильное восприятие; кинестетические ощущения; 2. 2- продолжать развивать фонематический слух, фонематическое восприятие и формировать фонематические представления: гласные – согласные, твердые – мягкие, глухие — звонкие; устанавливать наличие или отсутствие звука в слове; закреплять навыки определения позиции звука в слове: формировать навыки фонематического анализа и синтеза; 2. 3 — дифференцировать смешиваемые звуки: изолированные, в слогах, словах, предложениях (в словах — на фоне уточнения звуковой и лексической изолированные стороны слова); 3. Коррекционно- воспитательные: 3. 1. формировать положительную мотивацию к произвольной познавательной деятельности; Материал для занятия. Для орг. момента: письмо-приглашение; Для драматизации: — шапочка медведя и кошечки; игрушки: кукла Саша и сушки; белочка и орешки; медвежонок и бочонок; петушок и проса мешок; зайчик и морковка; три мышки; штанишки и сапожки; Для коррекционно – образовательного процесса: (лексика в картинках — раздаточный и демонстративный на дифференциацию звуков): - 8 ромашек с лепестками: - предметные картинки на синтез звуков:
- пружинки для самомассажа: - Для оформления зала:
- лесная полянка: ели, подснежники, снег, лужи, проталины: 1. Орг. момент:
Посмотрите, письмецо. Может, это лучик солнца, Что щекочет мне лицо? Ребята, от кого пришло письмо, Вам хочется узнать? Тогда надо постараться Загадку отгадать: «Мягкие лапки, а на лапках царапки». - Правильно. Отгадали. Письмо пришло от кошечки Смешинки. Вот что она пишет: (логопед читает письмо) «Здравствуйте дети! Пишет вам кошечка Смешинка. Приглашаю вас на свой день рождения. Все мои друзья придут меня поздравить! А кто они вы скоро сами узнает». День рождения – это праздник. А к празднику надо подготовиться. И самое главное, чтобы у каждого из вас было хорошее настроение.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и умны, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и хорошее настроение. Выдохните через рот все огорчения и обиды. Только с таким настроением мы получим удовольствие от подготовки к празднику и от самого дня рождения. 2. Этапы работы по дифференциации звуков «с» и «ш». Звук «с». Весной там и тут, Быстро ручейки бегут, Тихо песенку поют: с — с — с-… - Закрепление артикуляционного уклада. - Нормативное произношение изолированного звука «с», (воздушная струя холодная). - Характеристика звука «с» — согласный, твердый, глухой. (дети находят символ соответствующий звуку «с») Звук «ш». - Дети, а кто знает, почему наступает весна? В слове «солнышко» есть звук — с? Но в этом слове есть звук, который многие из вас путают со звуком «с». Я сейчас проговорю слово, а вы послушайте, какой звук я выделяю голосом? (солныш- ш –ш –ко) Правильно, звук «ш». Весна теплым ветерочком дышит, Ветерок листву колышет: ш- ш- ш… - Закрепление артикуляционного уклада.
- Характеристика звука «ш» — согласный, твердый, глухой. (дети находят символ соответствующий звуку «ш») Сравнение изолированных звуков «с» и «ш»:
- воздушной струе. Игра: «Узнать звук по беззвучной артикуляции». Игра: «Послушай звуковой ряд и повтори» 3. Динамическая пауза. В лес весенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Нужно нам в лесу мишутку Косолапого найти. Мы шагаем, мы шагаем, Ноги выше поднимаем. Ноги выше поднимаем, На цветы не натупаем. Ой – ой, ой – ой, Посмотрите, зверь, какой! (ребенок в шапочке медведя ходит по кругу и рычит) Логопед: — Мишенька, хватит рычать, иди с нами играть. - Я буду читать стихотворение, а вы как услышите звук «ш» — хлопните, а звук «с» - топните. Шел медведь косматый мех, Нес в мешке веселый смех. Зацепил мешком за сук, Смех и высыпался вдруг. Раскатились по тропинке, Тридцать три смешинки. А за ними из мешка, Тридцать три смешка. Логопед: — А что же, Мишенька, у тебя в мешке? (игрушки; медвежонок, пружинки, миска) картинки: мишка и миска) 4. Самомассаж.. ФОТО - Когда приходят в гости, то сначала здороваются. - Покажем, как слоги разговаривают друг с другом (меняют интонацию, меняется мимика лица) Эй, ребята, не зевать, Будем слоги повторять. Здороваются: са-ша, са-ша; (Дети надевают пружинки на каждый пальчик поочередно) Удивляются: со-шо, со-шо; Сердятся: су-шу, су-шу; Мирятся: сы-ши, сы –ши; Прощаются: сэ – шэ, сэ — шэ; Вот и первый гость, который торопится на день рождение. Вот тебе бочонок меда – сам поешь и кошечке оставь. - На день рождения всегда приходят с цветами. Отгадайте загадку и вы узнаете, какой цветок мы будем делать. Загадка: 5. Игра: «Собери ромашку» (Дети разделены на 2 команды, перед ними лепестки ромашки, на которых картинки со звуками: «с» и «ш» — в начале, середине и в конце. В названии одной картинки — два одинаковых звука). Лексика в картинках: - Дети, одна команда собирает ромашку со звуком «с», а другая со звуком «ш». - Почему один лепесток остался лишний? (в нем нет звуков «с» и «ш») - Поднимите лепесток с картинкой, где звук «с» или «ш» в середине (конце, начале). - Найдите лепесток с картинкой, где два звука «с» или «ш» и расскажите, где находятся звуки? Подарок готов. 6. Игра: «Правда или нет, дай правильный ответ». Лексика: Сладко спит в берлоге миска, На столе с салатом мишка. 7. Игра: «Найди два слова похожие по звучанию». - Найди два слова похожие по звучанию, но чтобы в одном слове был звук «с», а в другом «ш».
Лексика в картинках: каска – кашка маска – Машка уши – усы мишка – миска крыса – крыша 8. Игра: «Прочитай слово по первым звукам» (задание на синтез звуков) - На день рождения с нами еще кто-то пойдет? Здесь написано имя (Саша). Лексика в картинках: сок, автобус, шуба, аист. - Да, с нами пойдет кукла Саша. - Сейчас узнаем, какой подарок она приготовила (сушки). Лексика в картинках: сапоги, уши, шапка, кепка, ива. 9. Дифференциация звуков в чистоговорке. - Да, для Смешинки сушки, а для вас частушки: (каждый ребенок повторяет по одной строчке) Саша шустро сушит сушки, Насушила штук по шесть. И смешно спешат детишки, Сушки Сашины поесть. 10. Словоизменение. п.с. — согласование прилагательного с существительным среднего рода ед. ч. в Им. п. Игровое действие – поздравление с днем рождения. (Дети встают вокруг кошки, дарят цветы, подарки) Дети хором: Кошечка Смешиночка! Поздравляем с днем рожденья! Дети дарят подарки: - Я дарю тебе — мыло душистое и полотенце пушистое. - Мне хочется подарить тебе яйцо вкусное, белоснежное. - Я подарю тебе — платье роскошное, шерстяное с застежкой и брошкой. - Я выбрал в подарок — одеяло пушистое, теплое и смешное. На нем портреты твоих друзей. - Хочу, чтобы дома у тебя было кресло мягкое и теплое как солнышко. 11. Драматизация стихотворения: «День рождения у кошки – Смешинки». ФОТО (на основе адаптированного стихотворения С.В. Ефимовой) Логопед: — Еще ждет гостей сегодня кошка И волнуется немножко: Кошка: — Что ж так долго не идут? Логопед: — Ну а гости тут как тут. Друг за дружкой по дорожке Все спешат поздравить кошку Белочка: — Белочка в тележке Везет кошечке орешки. Зайчик: — В корзинке у зайки – Морковь для хозяйки. Медвежонок: — Дарит медвежонок Тебе меду бочонок. Петушок: — Дарит петушок Смешинке — проса мешок. Кукла Саша: — Для своей подружки, Принесла я сушки. Собачка: — Я купила кошке К празднику сапожки. Кот: — Я — кот Тимофей Принес трех мышей. Логопед: Всем подаркам кошка рада, С одного ж не сводит взгляда Догадайтесь поскорей: Чей подарок ей милей? Кошка: — Раз, два, три, четыре, пять! Надо подарки сосчитать, Потихоньку, помаленьку Прибавляю к мышкам кошку, Получается ответ: - Кошка есть, а мышек — нет! Спасибо за угощенье, Какой вкусный день рождения! Мяу!
|