Методическая разработка Тема. Вместе у нас получится или как заниматься с неговорящим ребенком дома» |
Логопедия | |||
Автор: Вяткина Лариса Анатольевна | |||
01.06.2016 20:21 | |||
Методическая разработка Тема. Вместе у нас получится или как заниматься с неговорящим ребенком дома» Семинар – практикум для родителей и детей с ОВЗ (группа кратковременного пребывания) Вяткина Лариса Анатольевна Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР — детский сад №65» Приморский край П. Врангель. Цель: повышение педагогической компетенции родителей в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Задачи.
зрительно-моторной координации, используя здоровьесберегающие технологии.
4. Обучить практическому использованию разнообразных игровых массажей и самомассажей. Ход мероприятия. Добрый день уважаемые родители. Сегодня мне хочется провести не просто родительское собрание, а обучающий семинар, пройти с вами небольшой экскурс по коррекционной работе с нашими детками. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт – семья. Именно в семье определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры. Поэтому, уважаемые родители, вы играете исключительную роль в жизни своего ребенка, на вас ложится основная ответственность за его развитие. Вы должны стать активными участниками коррекционно — педагогической системы, а потому необходимо обучиться методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, выбрать оптимальное направление работы. Реализация целей коррекции достигается только через изменение жизненных отношений ребенка с отклонениями в развитии к себе и миру, что требует от взрослых, как активных «строителей» этих отношений, целенаправленных и осознанных усилий. Предлагаю вам занимательные упражнения, для развития речи, которые вы будете выполнять вместе с вашими детьми. Поприветствуем наших детей. (Называем имя каждого ребёнка). Логопед. Дай ладошечку, Златочка. Родитель. Дай ладошечку, моя доченька. Логопед. На ладошечку, Златочка. Родитель. На ладошечку, моя доченька. Каждое утро и каждое коррекционное занятие начинаем с упражнений по развитию речевого дыхания. I. Упражнение на развитие дыхательной гимнастики. Все речевые звуки образуются на выдохе. Дыхательные упражнения способствуют развитию речевого аппарата, развитию и укреплению грудной клетки, улучшает мозговое кровообращение, как профилактика возникновения болезней дыхательных путей, восстановлению носового дыхания при его нарушении. Делать упражнения необходимо ежедневно и лучше в утренние часы. Каждое упражнение повторяется 8 раз, перерыв 3-5 сек. Желательное время для дыхательной гимнастики 5мин. Все упражнения проводим в игровой форме. Предлагаю небольшой комплекс.
Бабочка летала, 3. «Погреем ручки» Упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос), 4. «Брось мяч» — упражнения с проговариванием звуков. (Возьмите в руки мяч, поднимите над головой и резкий сброс на пол Б-А-Х) II. Игровой массаж и самомассаж. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, расширение капилляров кожи; улучшение подвижности связочного аппарата; побуждение к активности; в воспитательном направлении: тонизирует центральную нервную систему; развивает положительные эмоции. При выполнении необходимо соблюдать определенные требования:
Работа должна проводиться в эмоциональной форме, доставлять детям физическое и психологическое удовлетворение Массаж и самомассаж лица выполняется самим ребенком, или взрослым. Уважаемые родители, можете взять своего ребенка на руки и выполнять упражнения рука в руку. Самомассаж мышц головы и шеи:
Самомассаж мышц лица:
Игра 1. «Мяч» Садимся на пол вместе с детьми, напротив друг друга, покатываем мяч по рукам и ногам ребенка, ваши действия будут сопровождаться текстом. Тише, мяч, не торопись. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи. В комплексе пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата. Логопед. Поиграйте с нами. 2. “Домик”. Исходное положение: пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого пальца. – Раз, два, три, четыре, пять – (Разгибаем пальцы.) III. Релаксация. «Обнимашки» (холдинг терапия). Способствуют укреплению физической связи между матерью и ребенком, что позволяет наладить эмоциональный контакт. Такие важные для развития вещи как голос матери, улыбка, телесный контакт могут развивать в нем ощущение и привычку чувствовать себя комфортно. Ребенок становится более контактным, улучшается зрительный контакт, включаются в ситуацию, начинают подражать при выполнении тех или иных действий. Почувствует приятность от такого общения, несмотря на свое начальное отторжение. Возьмите своего ребенка на руки, лицом к себе, и пока будет звучать музыка — обнимайте, гладьте, говорите ему приятные слова, как вы его любите, какой он хороший, родной и т.д.
IV. Артикуляционная гимнастика Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Чтобы занятия становились всё более занимательными и увлекательными, применим такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Регулярное выполнение поможет:
(нервную проводимость);
Предлагаю выполнить вместе, простые и доступные упражнения для наших детей.
V. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия Предлагаю упражнения, которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20–35 мин. в день. Заниматься необходимо ежедневно. - Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот». И др. VI. Рефлексия. И как итог нашей практической деятельности проведем совместную игру с воздушными шарами «Облако». (Воздушные шарики дети кладут на большую белую простынь и держат её за края. Дети с родителями подбрасывают шарики на простыне вверх, и шарики высоко взлетают.) Проговариваем все вместе стихотворение: Облако, облако, облако далёкое, На этой позитивной ноте завершим наш семинар. Самое главное, что любые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт. Наши дети в особенности требуют от вас, от взрослых, особой помощи и мы просто обязаны ее оказать. Желаю удачи! Список литературы
|