Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (II уровень) 4-5 лет на тему: «Спасение котенка Сеньки» |
Логопедия | |||
Автор: Абрамова Татьяна Валериевна | |||
23.01.2019 00:31 | |||
Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (II уровень) 4-5 лет на тему: «Спасение котенка Сеньки» Подготовила: учитель-логопед Абрамова Татьяна Валериевна Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи Задачи:
Оборудование: интерактивная доска, презентация, игрушка-герой котенок Сенька с рюкзаком, план путешествия, предметные картинки домашних и диких животных, конверт с картинками, начинающиеся на звуки (а, у, о), «мостик» Ход. I. Организационный момент. - Мяу! Мяу! (раздается звонкий писк маленького котенка (звук запускается с ноутбука, магнитофона, телефона или интерактивной доски)) Логопед: — Маленький! Ты кто такой? Ребята, посмотрите, у нас гость! Как тебя зовут, малыш? (Меня зовут Сенька). А как же, Сенька, ты к нам попал? (Я с дедушкой приехал на базар за покупками и … потерялся. Мяу, я не знаю, как дом теперь свой найти, мяу!) II. Основная часть. 1. Проблемная ситуация. - Ребята, как же нам поступить с Сенькой? (Выслушиваются ответы детей). - Надо помочь маленькому котенку? Но только как его вернуть дедушке, мы же не знаем адреса… Постойте, а что это у котенка в рюкзачке? (достаем план). Что же это? Дети: — Это план. Логопед: — На плане указано, что ехать нам надо до деревни Ромашкино на поезде, проехать нужно станцию «Отгадайкино», потом станцию «Помогайкино», станцию «Спасайкино», станцию «Стихотворная». - Дети, билетов-то у нас нет, и чтобы проехать на поезде, мы должны выполнить задания на каждой станции, справимся? Ну все, берем Сеньку и в путь! - Поехали? (звучит песенка поезда – дети «вагончиками» передвигаются по группе. Голос диспетчера передает — «Остановка «Отгадайкино»», движение заканчивается). Остановка «Отгадайкино». Логопед: — Прежде чем приехать в деревню к дедушке, вы должны отгадать, кто у него еще живет, кроме котенка Сеньки? (на столе разложены картинки домашних и диких животных) Читает загадки: Кто гуляет по двору, Забираясь в конуру? Большая забияка, Грозная… (Собака) Хвост крючком, Уши торчком, А нос пятачком. Кто это? (Свинья) Она бежала по дорожке, У нее озябли ножки, Закричала она: Ме-е-е, Подарите коврик мне-е-е! (Коза) Он пушистый и глазастый, Он ушастый и зубастый. В сарае, в клетке он живет, Морковку сладкую грызет! (Кролик) - А это животное вы должны отгадать по голосу. Закройте глазки и послушайте: (звук коровы, затем лошади). Дети отгадывают, на экране появляется изображение животных. Логопед: — Ребята, скажите, собака, свинья, коза, кролик, корова и лошадь – это какие животные? (домашние). А почему их так называют? (эти животные живут рядом с человеком, он за ними ухаживает, кормит, поит, лечит, строит им домики). Молодцы! С первым заданием справились и теперь мы едем на станцию «Помогайкино» (песенка поезда – дети «вагончиками» передвигаются по группе. Звучит голос диспетчера «Остановка «Помогайкино»») Остановка «Помогайкино» - Посмотрите, кто пасется на лугу? Постарайтесь отвечать полным ответом: «На лугу пасутся…» «На лугу пасутся коровы», «На лугу пасутся лошади», «На лугу пасутся козы» - Родители со своими малышами вышли на прогулку. А вы видите малышей? (нет). Как вы думаете почему? Что могло произойти? (заслушиваются ответы детей). Малыши заигрались и ушли далеко от родителей. Очень нужно им помочь найти мам. Поможем? У кого пропали малыши? (Малыш пропал у коровы, у лошади, у козы) На слайде появляется жеребенок. Беседа с детьми: -Кто это? (жеребенок) Кто у жеребенка мама? (Мама жеребенка — лошадь). Найди на лугу лошадей и отведи жеребенка (ребенок работает с интерактивной доской) Далее на слайде появляется теленок, затем козленок. - Хорошо, всех животных собрали! Пора отправляться дальше. Что у нас по плану? Остановка «Спасайкино» (песенка поезда – дети «вагончиками» передвигаются по группе. Звучит голос диспетчера «Остановка «Спасайкино»») Остановка «Спасайкино» - На этой остановке всегда случаются происшествия с теми, кто не очень внимательный. Здесь есть яма, куда часто проваливаются козлята. Что же нам сделать, чтобы больше никто не падал в яму? (ответы детей). Да, можем мостик сделать, а ступеньки наши будут из слов, которые начинаются со звука (а) (на столе лежит заготовленный заранее контур мостика и предметные картинки, названия которых начинаются со звуков (а, у, о). - Отлично! И с этим заданием справились! Двигаемся дальше! (песенка поезда – дети «вагончиками» передвигаются по группе. Звучит голос диспетчера — «Остановка Стихотворная») Остановка «Стихотворная» - Как вы думаете, что на этой остановке мы должны сделать? (прочитать стихи) - А вы помните стихотворение «Лошадка» А.Барто? Давайте мы его не только расскажем, но и покажем Я Пр. руку кладем на левое плечо, а лев. р на пр. колено люблю Лев. руку кладем на правое плечо, прав. р на левое колено свою Пр. руку кладем на левое плечо, а лев. р на пр. колено лошадку, Лев. руку кладем на правое плечо, прав. р на левое колено При-че-шу-ей-шерст-ку-глад-ко, Одновременно: пр. р. — ребро, левая – кулак чередование под ритм Гре-беш-ком-при-гла-жу-хвос-тик, Одновременно: пр. р. держит мочку правого уха, л.р. – нос чередование под ритм И-вер-хом-по-е-ду-вгос-ти. Одновременно: пр. р. — кулак, левая – ладонь чередование под ритм Логопед: — Ну вот, ребятки, мы и добрались до Ромашкино! Вот, дедушка Василий, мы возвращаем тебе котенка Сеньку. Дед Василий (с экрана доски): — Спасибо вам, дети! Посмотрите, как обрадовался Сенька, что вернулся к маме! Логопед: — А нам пора домой. В путь! (песенка поезда – дети «вагончиками» передвигаются по группе. Звучит голос диспетчера — «Остановка «Детский сад») III. Заключительный этап. Рефлексия. Логопед: — Ребята, вам понравилось наше путешествие? С кем вы сегодня познакомились? А вы помните, что мы с вами делали? (помогали детенышам найти их мам, отгадывали загадки, делали мостик из слов, стишок рассказывали). Какие испытания вам было трудно пройти? А как вы думаете, легче выполнить задания, когда друзья рядом?
|