ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ |
Логопедия | |||
Автор: Гусева Ольга Петровна | |||
22.10.2018 18:43 | |||
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ I.ЭТАП – УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ Ребенок должен научиться различать неречевые звуки:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЗВУЧАНИЯ
Ребенку предлагают закрыть глаза ( «наступила ночь»), внимательно послушать, сказать, какие звуки он услышал (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кош кошки, звон колокольчика, кашель и т. д). Предлагается прослушивание, двух, пяти звучаний. Ребенок по команде «День!» открывает глаза, указывает на звучавшие предметы или их изображения и называет запомнившиеся звуки или предметы, их издающие. Затем слуховое восприятие развивается в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, длительность, высота).
Ребенку косынкой завязывают глаза и предлагают самостоятельно воспроизвести по очереди звучание двух игрушек и определить, одинаковые звуки или нет (предметы, одинаково звучащие, должны быть различны по форме, чтобы ребенок ориентировался только на звук).
Цели: развивать слуховое внимание, умение различать на слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колокольчик; воспитывать быстроту реакции. Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, погремушка, колокольчик. Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, они выполняют движение, заранее названное логопедом: «Услышите звучание бубна — попрыгайте на месте, погремушки — покружитесь, колокольчика — поднимите руки».
Взрослый, стоя сзади ребенка, ударяет палочкой по барабану (звенит колокольчиком, пищит игрушкой, стучит по столу, мнет бумагу и т.д.) Ребенок должен отреагировать на услышанный звук поднятием руки (поворотом головы, хлопком, откладыванием фишки).
бубен. По этому сигналу оба ребенка стараются схватить флажок. Кто сделает это первым. Становится сторожем.
ИГРЫ НА РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ ПО АКУСТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ
Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо. Ход игры. Воспитатель громко говорит: а-а-а. Ребенок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно также использовать сочетание гласных звуков: ау, уа, эа и тд.
Перед ребенком выставляют ряд картинок, на которых изображены различные животные и предметы (картинок больше, чем последующих звучаний). Ребенок называет предметы на картинках. Ему предлагают внимательно прослушать звучания (высокие и низкие), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.
Перед ребенком на столе лежат две игрушки: одна звучит низко, другая — высоко (барабан и игрушка, издающая писк; погремушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.). По словесной команде взрослого ( «Высокий звук!» или «Низкий звук!») ребенок выбирает подходящую игрушку и проверяет свой выбор, воспроизводя звучание. ИГРЫ НА РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗВУЧАНИЙ, ТЕМБРУ
ИГРЫ НА РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ И ИСТОЧНИКУ ЗВУЧАНИЯ
В результате данных упражнений у ребенка развивается пространственный слух. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА
(воспроизвести) количество повторяющихся ударов: 2 удара –котенок, 3 удара – кошка. Простой вариант: II-II-II или III-III-III-III. Усложненный вариант: II-II-III-II, I-III-II-III-II и т.д.
Умение правильно воспроизводить ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования). II. ЭТАП – РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА НА МАТЕРИАЛЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ. На этом этапе дошкольников учат различать одни и те же звуки речи (слоги, звукосочетания, слова, фразы) по акустическим характеристикам: высоте, силе, длительности, тембру. На данном этапе также продолжается работа по развитию речевого внимания. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ
Эти упражнения приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРОМКОСТИ РЕЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОТЫ ЗВУКА И ЕГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ
ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗВУЧАНИЯ РЕЧЕВЫХ СТИМУЛОВ Используются те же игры, что и при развитии неречевого слуха, но используется в них речевой материал: имена детей, звукоподражания животным и т.д.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
Таким образом, в результате первых двух этапов у ребенка должны быть достаточно развиты понимание речи, пространственный, интонационный и фонетический слух. III. ЭТАП – ИГРЫ ДЛЯ РАЗЛИЧЕНИЯ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ
Цели: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух, быстроту реакции. Оборудование: парные картинки с изображением предметов, отличающихся в произношении одним звуком, например: уточка — удочка, коза — коса, миска — мишка, крыша — крыса. Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга,. В руках у них карточки с картинками. По сигналу логопеда шеренги начинают дви-гаться навстречу друг другу. По следующему сигналу каждый ребенок по картинке, сходной по звучанию, находит себе пару и называет изображение по своей карточке.
похоже четвертое: калитка-дом-каток (улитка, гном, платок, листок, ком).
В выходной пошли куда-то Мама, папа и … (детишки, ребята, малыши). Катя Лену просит дать Краски, карандаш… (ручку, тетрадь, книгу). IV. ЭТАП – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ Примерные игры:
Выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слогов педагогом; воспроизведение слогов и слов в различном темпе скоординированном с темпом собственных движений или де
V. ЭТАП – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
ЦЕЛЬ: выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов. Ход: логопед называет ряд звуков (слогов, слов). Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.
Игровой материал. Лото. Правила игры. Ребенок должен определить, в названии какого предмета на карточках есть заданный звук, и закрыть изображение этого предмета пустой карточкой. Побеждает тот, кто быстрее других закроет все картинки. Ход игры. Играют несколько детей. У каждого карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Называем звук, например Л. Воспитатель спрашивает, у кого из игроков изображение предмета, в названии которого есть звук Л. Этот звук может стоять в любом месте слова (в начале, середине, конце). Картинку с правильно найденным зву-ком ребенок закрывает карточкой. VI. ЭТАП – РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
Логопед объясняет, что будет говорить слог и бросать мяч ребенку, ребенок должен переставить звуки в слоге наоборот и сказать новый слог, бросив мяч обратно (Са – ас) 6. «Шагай и называй» ребенок шагает и на каждый шаг называет слово, начинающееся на заданный звук, например, на звук П ( «паук», «почта», «погремушка», «помидор», «патиссон») 7. «Умный мячик» Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; развивать глазомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его. Оборудование: синий и зеленый мячи. Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, то, поймав его, дошкольник должен назвать слово, начинающееся с твердого звука (например, полка). Если логопед бросает зеленый мяч, дошкольник называет слово, начинающееся с мягкого звука (например, пила) 8. «Подарки Аленке» Правила игры. Подобрать слова, которые начинаются с заданного звука. Ход игры Воспитатель. Когда Аленке исполнилось шесть лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышится звук У в начале слова. Угадайте: какие игрушки могли подарить девочке? (Утку, улитку, утюг). Аналогично обыгрываются другие звуки. 9. «Живая стрелка» Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность. Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой. В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами: Наша стрелка оживилась, Быстро, быстро закружилась! Сделай круг и обернись, А теперь остановись! «Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет на ней первый звук и дает ему ха-рактеристику. 10. «Звукоедик» Игровой материал: Кукла Правила игры: дети должны добавить к буквосочетанию звук (в начало), чтобы получилось слово. Ход игры: У звуковичков есть страшный враг- Звукоедик. Он питается начальными звуками всех слов. Помоги кукле восстановить первые звуки в словах, которые она произносит. (Ходит с куклой в руках и говорит: …каф, …тул, …тол, и.д.) Что хотела сказать кукла? Вариант игры: Звукоедик съедает последний звук. 11. «Цветы и пчелки» Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать на слух твердые и мягкие звуки; воспитывать честность, выдержку. Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы и квадраты. На полу разложены синие и зеленые цветы. На некоторых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: бант, бита, береза, бокс, бочка, бинт. Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку, берут синий квадрат и переносят его на свободный синий цветок. Услышав слово с мягким звуком, дети подбегают к зеле-ному цвету, берут зеленый квадрат и кладут его на свободный зелёный квадрат. 12. «Цепочка слов» Логопед предлагает детям составить на доске цепочку из картинок таким образом, чтобы каждая следующая картинка начиналась на последний звук предыдущей. Первую картинку прикрепляет на доску логопед и просит детей определить последний звук в слове ( «попугай»). Каждый ребенок берет по картинке, вы-деляет первый и последний звуки. Прикрепляет картинку на магнитную доску, называя свое слово, а затем последний звук 13. Анализ односложного слова. 14. Деление слов на слоги, выкладывание слоговой схемы слова. Для этого вида анализа берутся любые правильно произносимые детьми слова. 15. «Найди свой домик» Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; обогащать словарный запас детей; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать самостоятельность. Оборудование: три домика с одним, двумя и тремя окнами; предметные картинки; сундучок. В разных местах группы расставляются домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами — с двумя слогами, с тремя окнами — с тремя слогами. Дети по очереди берут из сундучка картинки. По первому сигналу логопеда дошкольники разбегаются по группе, а по следующему сиг-налу находят домики, где будут жить их картинки. 16. «Прошагай слово» Взрослый говорит названия предметов, животных, птиц. Ребенок шагает, проговаривая слово по слогам так, чтобы на каждый шаг приходился слог. Ребенок идет и говорит: «стре-ко- за», «му-ра-вей», «па-ук», «жук». 17. Полный звукослоговой анализ одно- и двусложных слов (бусы, замок). Правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для этого вида анализа используются те слова, произношение которых не расходится с написанием. Упражнения в преобразовании слов: что будет, если заменить звук … на звук … (Саша-Маша, мышка, мишка), в добавлении недостающего звука (д, ш плюс у-душ), преобразование слогов (ла-пла, па-пла). 18. Звукослоговой анализ слов со стечением согласных (стол, Клава, клубок, кран, парк, клоун). Упражнения в подборе слов к схеме. 19. «Подобрать схему к картинке» Даны две картинки с насекомыми (паук, жуки) и три готовые схемы (звуковые). Дети самостоятельно определяют, какая схема подходит к какой картинке, закрепляют картинки на доске, под ними — схемы. 20. Деление предложений на слова. Выкладывание схемы. 21. «Ребусы»
|