Развитие речевого дыхания у дошкольников |
Логопедия | |||
Автор: Овечкина Наталья Геннадьевна | |||
17.06.2018 21:02 | |||
Развитие речевого дыхания у дошкольников Дыхание — одна из функций жизнеобеспечения человека. Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи, т.к. источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Речевое дыхание отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. В процессе речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы. Правильное речевое дыхание обеспечивает: нормальное функционирование голосового аппарата, предохраняет голосовой аппарат от переутомления, способствует сохранению плавности речи, способствует правильному использованию интонационных средств выразительности, способствует правильному соблюдение пауз. Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний.
Неправильное речевое дыхание нередко является: причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе), позднего или неправильного усвоения некоторых звуков, ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз, в некоторых случаях ускорения темпа речи, неправильного использования интонационных средств выразительности, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний). Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии. Требования к выполнению упражнений:
Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. Упражнения следует проводить:
Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого нужно уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) проводить подготовительную работу, суть которой заключается в том, чтобы научить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Параметрами правильного ротового выдоха являются:
Игровые упражнения для развития дыхания Пилка дров. Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох. Погреться на морозе. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. Надуваем игрушку. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Листья шелестят. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они «зашелестели». Бабочки. Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» (цветы, листья дерьевьев) с разноцветными бабочками (и др. насекомыми), вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д. Задуй свечу. У детей свечи, вырезанные из бумаги. Пламя-из тонкой бумаги или атласной ленты. По сигналу «Ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы «пламя» свечи отклонялось. Покатай карандаш. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш. Костер. Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот. Остуди чай в чашке. У каждого ребенка вырезанная из цветного картона чашка. Из тонкой бумаги или атласной ленты крепятся полоски – «пар». Детям предлагается остудить в чашке чай. Летят снежинки. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят». Вертушка. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась. Шарик. Педагог предлагает детям подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой. Перышко. Дети сдувают с ладони перышко, легкий ватный шарик со своих ладоней. Занавеска. Из картона сделать домики с окошком, на окошке занавеска (полоски из тонкой бумаги или легкой ткани); набор мелких игрушек (игрушки из «Киндер – сюрприза», фотографии, сюрприз,) расположенных за «Занавеской». Педагог побуждает детей узнать, что находится за «занавеска» в каждом домике. Ветерок. Педагог предлагает детям подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия стихотворным текстом: Очень жаркий день — денечек. Кораблик. Педагог предлагает детям подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой. Пузырьки. Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Педагог показывает детям, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Капелька. Взять соломинки для коктейля, акварельные краски, листы бумаги. Педагог капает краской на лист бумаги и предлагает детям подуть на нее через соломинку, капелька «бежит» и оставляет за собой след. Литература
|