Конспект и анализ коррекционного логопедического занятия по лексической теме «Овощи. Огород» с использованием здоровьесберегающих технологий. |
Логопедия | |||
Автор: Юсупова Галима Курмановна Горшенина Мария Антоновна Михайлова Ольга Андреевна | |||
18.05.2018 18:34 | |||
Конспект и анализ коррекционного логопедического занятия по лексической теме «Овощи. Огород» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Учителя-логопеды МБДОУ д/С "Улыбка" г. Лянтор Сургутский район Цель: расширить знания детей об овощах путем мотивации в виде прогулки по огороду с использованием здоровьесберегающих технологий. Коррекционно — образовательная задача: расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый). Активизация словаря по теме «Овощи». Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе). Расширение представлений о важности труда взрослых.
Коррекционно — развивающая задача: развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха, мышления, памяти, зрительного внимания. Развитие артикуляционной, общей моторики, координации речи с движением, формирование умения ходить по кругу в общем для всех темпе. Развитие тактильных ощущений. Воспитание длительного плавного выдоха. Коррекционно — воспитательная задача: формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений. Воспитание внимательного отношения к природе. Расширение представлений о важности труда взрослых. Форма проведения занятия: игра – путешествие. Методы:
Приемы стимулирования и мотивации учения:
Словарная работа: уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый). Материалы для занятия: корзина с натуральными овощами, большой массажный мяч, маленькие массажные мячи, массажеры Су-Джок, флажки двух цветов по числу детей, предметные картинки с изображениями овощей, презентация для выполнения артикуляционной гимнастики. Предварительная работа: рассматривание натуральных овощей, просмотр иллюстраций, рисование, прослушивание стихотворений, отгадывание и составление загадок, дидактические игры с использованием информационно-коммуникативных технологий, беседы о пользе овощей и фруктов. Дополнительные эффекты при использовании здоровьесберегающих технологий: мозговой штурм «Как вы думаете, что растет в моем огороде?», «А вы хотите посмотреть, что же там на самом деле?». Использование технологий: здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»; комплекс артикуляционной гимнастики: упражнение «Грибок», чередование «Иголочка — Лопатка», «Лягушка — Слоник»; подвижная игра на координацию речи с движениями «В огороде», самомассаж рук; релаксационные паузы; физкультминутка; дидактические игры «Что сажают в огороде и в саду?», «Чего не стало?», «Что делать?», «Подними флажок», Су-Джок терапия; дыхательная гимнастика «Узнай овощ по запаху». Аппаратное и программное обеспечение: Аппаратное обеспечение: мультимедийное оборудование, магнитофон, программное обеспечение: MS PowerPoint, фонограммы музыкальных произведений. Ход занятия I.Вводная часть. Игровая мотивация. Дети входят в группу под тихую спокойную музыку. Детей встречает педагог в роли козы. - Здравствуйте ребята! Недалеко от детского сада есть замечательный огород, а хозяйка этого огорода я — коза Лиза. Как вы думаете, что растет в моем огороде? «Мозговой штурм». -А вы хотите посмотреть, что же там на самом деле? (Да) -Сегодня я приглашаю вас в гости. В огород пойдем, хоровод заведем… 1. Подвижная игра «В огороде». Цель: развитие общей моторики, координация речи с движением. Актуализация словаря по теме «Овощи». В огород пойдем, (Дети идут по кругу, держатся за руки). Хоровод заведем. В хоровод возьмем редиску, (Приседают, держатся за руки). С ней присядем низко-низко. В хоровод возьмем морковку (Пляшут, держат руки на поясе). И с морковкой спляшем ловко. Вверх потянемся с лучком, (Тянутся вверх, поднявшись на носочки). Побежим за кабачком (Бегут по кругу друг за другом). И поскачем по дорожке, (Скачут по кругу друг за другом). Как зеленые горошки. II. Основная часть. Дети приходят в импровизированный «огород». - Вот мы и пришли в мой огород. Скажите, что нужно для того, чтобы вырос хороший урожай? (Вскопать и разрыхлить землю, посеять семена, посадить рассаду, поливать. Нужно чтобы было тепло и светило солнышко.) -Повторяйте за мной чистоговорку и мы вспомним, что же нужно чтобы вырастить хороший урожай. 1. Самомассаж рук для активизации речевой зоны головного мозга. Автоматизация ранее поставленных звуков. Чистоговорка «Огород». Од-од-од – мы вскопали огород. (Катают мяч между ладоней) Ода-ода-ода – стоит хорошая погода (Перекладывают мяч из руки в руку) Ду-ду-ду – за водой пойду (Массаж бедер ног) Да-да-да – рад помочь всегда (Подкидывают и ловят мяч) - Ребята. Я вам скажу по секрету, у меня в огороде вырос волшебный овощ. Вы хотите узнать, что это за овощ? (Ответы детей) -Его так просто не увидишь, Чтобы его увидеть, вам нужно из маленьких частей собрать целую картинку. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть этого овоща. А когда вы соберёте все части, то вы узнаете о каком овоще идет речь. Согласны? 2. Упражнение «Отгадай загадки». Цель: учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках овощей.
Дети отгадывают и достают овощи из корзины. 1. Расселась барыня на грядке, 2. Что копали из земли, 3. Сидит дед, в шубу одет, 4. Нам зелёный хвост не нужен Нужен только красный нос. (Морковь.) -Положите на стол то, что вы достали из корзины. Скажите, что это? (Морковка. Свекла. Огурец. Помидор). -Как можно назвать их одним словом? (Овощи.) -Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках или в парниках.) Дети получают часть предмета (овоща) за правильно выполненные задания. 3. Игра «В огороде у козы Лизы». Цель: расширение и активизация словаря по теме. -Нам сейчас предстоит рассмотреть эти овощи. Мы с вами будем определять форму, цвет, какой вкус они имеют, какой у них запах. Вот такая огромная у нас работа, поэтому вы должны быть внимательными, чтобы заработать часть волшебного овоща. (Это круглый красный помидор. Это длинная оранжевая морковка. Это зеленая хрустящая капуста. А это сладкий сахарный горошек. Вот это зеленые хрустящие огурцы. А это толстый фиолетовый баклажан. Это красная сочная редиска. Это горький белый чеснок.) - Молодцы! Вы много знаете названий овощей и так хорошо рассказали, какие они. 4. Создание проблемно-игровой ситуации. Игра «Чего не стало?». Цель: развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных ив форме родительного падежа в единственном и множественном числе). -Часто в огород приходят зайцы, кролики, которые могут утащить овощи с грядок без разрешения. Вот однажды утром прихожу в огород и смотрю: не хватает каких-то овощей. Вчера были, а сегодня уже нет. -Посмотрите, какие овощи вы видите? Назовите их и запомните. (Ответы детей.) -Вы правильно назвали овощи. А теперь крепко закройте глаза, а я уберу один овощ. Вы должны будете сказать, чего не стало. Свой ответ начинайте со слов «не стало…». Все закрыли глаза? Готовы? Чего не стало? (Не стало баклажана.) - Верно. Затем помещается следующий комплект. -Назовите, какие овощи вы видите? (Картошка, перец, петрушка, горох.) - Чего не стало? (Не стало петрушки.) И так далее. - Правильно. Молодцы, ребята, вы были очень внимательными, вот вам еще одна часть загаданного предмета. -Пойдемте дальше к моему любимому столику и скамеечке, немножко отдохнем. Посмотрите, что лежит на столике? Возьмите картинки и внимательно посмотрите на них. Первыми могут, сесть те дети, у кого на картинках овощи, в названиях которых есть звук [б]. - Какие у вас овощи? (Баклажан. Бобы. Кабачок.) - Правильно. - А ты Вадик, почему не сел? Что у тебя на картинке? (У меня помидор. В этом слове нет звука [б]). -Молодец. В слове помидор нет звука [б]. Получайте еще одну часть овоща, которую нам предстоит собрать. А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в игру. 5. Д/и «Подними флажок». Цель: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения. - Произнесите звук [б]. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, мы смыкаем губы. Значит, для прохождения воздуха есть преграда из губ. Как вы думаете, звук [б] гласный или согласный? (Согласный.) -Верно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда. Это губы. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (Синим.) -Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [б]. А, б, п, б, м, т, б, н, б, к. Ат, об, ин, ба, бу, ты, бо, по. Бык, бак, мак, суп, банан, каблук, бумага, палка. -Ребята! Я очень рада, что вы хорошо справились с заданием. Сейчас для с язычка мы выполним упражнения, чтобы научиться красиво произносить звуки. 6. Артикуляционная гимнастика с использованием ИКТ. Цель: развитие артикуляционной моторики. Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденному на экране:
7. Игра «Узнай овощ по запаху». Цель: развитие глубокого вдоха. - Ребята, у меня для вас сюрприз, закройте глаза, и понюхайте чем у меня в огороде пахнет? А теперь откройте глаза, смотрите, что у меня на блюде? Коза Лиза обращает внимание детей на блюдо с нарезанными овощами. - Ребята, каждый овощ имеет свой запах. Сначала понюхаем ломтики огурца. Посмотрите, как нюхаю их я. Коза показывает, как делается глубокий вдох через нос: плавно, медленно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают ломтики огурца. Затем по очереди нюхают лук, чеснок, укроп и запоминают запахи. -А теперь давайте проверим, запомнили ли вы, как пахнут овощи. Вы по очереди с зарытыми глазами будете нюхать, и называть овощ. Детям предлагается нюхать овощ, следя за тем, чтобы они делали вдох правильно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают овощи и называют их. -Какие вы молодцы! Узнали все овощи по запаху! Получайте еще одну часть овоща, которую вам предстоит отгадать. 8. Упражнение «Что делать?». Цель: активизация речи, оказание стимулирующего воздействия на речевые области в коре головного мозга, развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений. - Предлагаю вам продолжить прогулку по моему огороду, где вас ждут еще много интересных заданий. Коза приглашает детей на ковер, предлагает встать лицом в круг и раздает каждому массажеры Су-Джок. – Настала пора представить себя поварами. Я называю овощ, а вы рассказываете, как вы будете этот овощ готовить. Дети открывают шарики, достают колечки. -Капуста. Дети. Буду нарезать, солить, тушить. (На каждое слово надевают колечко поочередно на пальчики). - Картошка. Дети. Буду чистить, нарезать, жарить, солить. -Морковь. Дети. Буду чистить, резать, тереть, делать сок. - Огурец. Дети. Буду мыть, укладывать в банки, мариновать. -Вот как много всего приготовили. Хорошие повара! А теперь вместе приготовим вкусный овощной салат. 9. Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим». Цель: координация речи с движением, развитие тонкой моторики, внимания и памяти. Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) Мы капусту режем, режем! (2 раза) Мы капусту солим, солим! (2 раза) Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) Мы морковку трем, трем! (2 раза) Отжимали ручками И сложили кучкою. В банку затолкали! Крышкой закрывали. 10. Дидактическая игра «Что сажают в огороде и в саду?». Цель: развитие вестибулярного аппарата, мышления, внимания, быстроту реакции, закрепление полученных знаний. -Ребята, вы же теперь все знаете, что сажают в огороде? Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть разные овощи и фрукты, а вы внимательно слушайте и показывайте. Вставайте в рассыпную и закрывайте глаза, когда вы услышите название фрукта-поднимайте руки вверх, название овоща — опускайте руки вниз. Дети, стоя врассыпную с закрытыми глазами, показывают: фрукты – руки вверх, овощи – руки вниз. -Познакомила я вас со своим огородом и с тем, что в нем растет. Пора нам возвращаться в детский сад. Закройте глазки, я посчитаю до трех и мы окажемся в детском саду. III. Заключительная часть. Рефлексия 1. Вот мы и дома. Вам понравилось гулять в моем огороде? Прежде, чем нам попрощаться, ответьте мне на вопросы. Вопросы: - Из какого овоща можно приготовить томатный сок? - Назовите овощи, в названии которых есть звук [б]? -Из какого овоща можно приготовить гороховое пюре? -В какое время года поспевают овощи в огороде? -Назовите овощи, которые бывают зеленого цвета? -Где растут овощи? -Правильно ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали. Вы старались говорить внятно, четко и понятно, а значит, всем вокруг было слушать вас приятно. Покажите мне части овоща, которые вы получали за свои правильные ответы. А теперь давайте попробуем собрать наш волшебный овощ. Дети складывают из частей целую картинку. -Вы узнали, что за это овощ? Дети. Это морковка. - Как вы думаете, почему морковка вам улыбается? Дети. Наверно потому, что мы смогли выполнить все задания, ответить на вопросы козы и собрать части целой картинки. Коза Лиза прощается с детьми, благодарит их за правильные вопросы. Образовательные ресурсы: Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» — Спб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006; Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» -Спб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003; Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» — СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. Н. В. Нищева «Играйка 1»-СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003; сборник СанПиН 2.4. 1. 2660-10. Анализ коррекционного логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР) Занятие разработано и проведено согласно коррекционной программе Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» с соблюдением требований и норм СанПиН 2.4. 1. 3049-13. Использованы новые технологии коррекционной работы Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»; «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР», здоровьесберегающие технологии (комплексы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; дидактические игры, Су-Джок терапия, подвижные игры, динамические паузы). В занятии участвовала подгруппа детей из группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи II-III уровня (6 человек). Тема занятия «В огороде у козы Лизы». Занятие носит коррекционно-познавательный характер, направленно на преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. В ходе игры-занятия были учтены основные принципы развивающего обучения: от простого к сложному, доступность, наглядность, системность. Цели и задачи игры-занятия соответствовали возрастным особенностям и уровню развития детей старшей группы, методы и приемы — содержанию учебного материала. Вводной части игры-занятия использовала сюрпризный момент — появление Козы Лизы, которая поставила перед детьми задачу: посетить огород, что бы узнать, что вырастила коза у себя в огороде. В основной части была дана установка — за каждое правильно выполненное задание дети будут получать маленькие части целой картинки, чтобы в дальнейшем узнать, что за волшебный овощ вырос в огороде ( «Его так просто не увидишь, чтобы увидеть, вам нужно из маленьких частей собрать целую картинку»). Так же дети, совместно с игровыми персонажем, выполняли задания различной сложности: рассказывали, что нужно для того, что бы вырастить хороший урожай, делали самомассаж рук для активизации коры головного мозга, отгадывали загадки и находили правильные ответы в корзине среди натуральных овощей, определяли форму, цвет, вкус. Была предложена проблемно-игровая ситуация «Чего не стало?», где дети смогли выдвинуть свои предположения, сделать выводы. Воспитанники делали артикуляционную и пальчиковую гимнастику, по запаху определяли овощ, пробовали себя в роли поваров, рассказывая как можно приготовить овощ ( «Буду нарезать, солить, тушить. Буду чистить, резать, тереть, делать сок»). Для развитие быстроты движения была детям предложена игра «Что сажают в огороде и в саду?». В заключительной части игры-занятия подведён итог — задание козы Лизы выполнены, дети узнали много интересного, прогуливаясь по огороду, собрали целую картинку из частей, которые они получали за правильные ответы. Занятие построено так, чтобы все виды деятельности сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия. Проведение занятия в форме игры-путешествия по огороду с козой Лизой позволило активизировать детей заинтересовать их, создать мотивацию для речевой деятельности. Смена видов деятельности, перемещение в специально оборудованные зоны (дети гуляют в импровизированном «огороде»), динамическая пауза позволили снизить утомляемость детей и сохранить их внимание к изучаемому материалу. Дети чувствовали себя на занятии комфортно. Для проведения занятия были созданы условия: материально-технические, морально-психологические, эстетические, временные. Использовались необходимые и достаточные наглядные средства детей (натуральные предметы-овощи, предметные картинки, таблицы), которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления. Речевой материал подобран и преподнесён в доступной форме. В процессе занятия применялись такие формы оценки детей, как: эмоциональное отношение к выполнению различных заданий. Каждое выполненное задание поощрялось вручением одной части целой картинки ( «Сделано задание без ошибки? Молодцы! Получите часть картинки»). В конце занятия из частей был собран, загаданный в начале занятия овощ (морковь). Внедрение в логопедическую практику здоровьесберегающих технологий, позволило сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысилась эффективность обучения и коррекции, активизировался познавательный интерес к занятиям, повысилась речевая активность, а главное — идет сохранение как психологического, так и физического здоровья наших детей.
|