«Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня» |
Логопедия | |||
Автор: Кулиш Надежда Николаевна | |||
14.05.2018 17:37 | |||
«Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня» Кулиш Надежда Николаевна – учитель-логопед МБДОУ «ДС № 365 г. Челябинска» В своё время немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «всё рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века Гердер, Иоганн Готфрид сказал: «Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка». Данная цитата не потеряла своей значимости и в современной образовательной системе. Речь – основное средство человеческого общения, с помощью, которой можно получить и передать огромное количество информации. Речь обладает определенным смыслом, который выражается в личных мыслях, ассоциациях, образах, чувствах и таким образом характеризует личность человека.
Одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи, является практическое усвоение лексических средств языка. В научной литературе неоднократно исследовалась проблема особенностей развития лексики детей, имеющих речевую патологию (Т. А. Алтухова, О.Е. Грибова, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина и др.) В исследованиях выявлено количественное и качественное своеобразие словарного запаса детей с речевыми расстройствами (Н. С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Предложены основные направления формирования словаря у детей с нарушениями речи. В современных исследованиях проблема изучения лексической системы у детей с речевой патологией решается с психолингвистических позиций (Ж. В. Антипова, В.А. Гончарова, Т.В. Туманова и др.). Несмотря на то, что созданы теоретические основы изучения лексической стороны речи детей, имеющих речевые расстройства, до настоящего времени проблема развития эмоциональной лексики не решена. Не исследованы в полном объёме её специфические особенности. Отсутствуют методы и приёмы коррекционной работы, направленные на ее обогащение. Эмоциональная лексика выражает чувства, настроения. Переживания человека, для неё характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификации данной лексики. Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить:
Эмоции побуждают человека к конкретной активности, и это свидетельствует о том, что они активизируют и организуют деятельность человека, оказывая непосредственное влияние на когнитивную сферу, которая рассматривается в современной науке как одно из главных факторов, влияющих на развитие речи. Исследования особенностей речевого развития детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса (Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). При исследовании лексической стороны речи детей данной категории выявлены незнание или неправильное употребление слов, неумение изменять и образовывать лексемы. Следует также отметить, что, с одной стороны, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (третий уровень) не отмечается грубых нарушений аффективной сферы, а с другой – дошкольники не могут обозначить словами свои эмоциональные состояния, внутренние переживания. У них возникают трудности при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, а также героев стихов, сказок, рассказов. Кроме того, для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития внимания и памяти, наблюдаются некоторые специфические особенности их мышления. Впоследствии все недостатки речи детей оказывают негативное влияние на овладение процессами чтения и письма. У детей с общим недоразвитием речи (третий уровень) развитие эмоциональной лексики не происходит спонтанно, в связи с чем, большое значение имеет коррекционно-развивающая логопедическая работа, направленная на формирование эмоционального пласта лексики. Основываясь на системном психолого-педагогическом подходе к анализу и коррекции нарушений речи, а также на принципах развития чувства языка, связи речевых нарушений с другими сторонами психического развития, развивающего обучения, системности, коррекции и компенсации, предложена система коррекционного воздействия. Работая над формированием коммуникативных навыков и умений у детей с ОНР- 3уровня, когда дети должны овладеть коммуникативными умениями: активно вступать в диалог, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт мы столкнулись с тем, что при определении и назывании эмоциональных состояний дети испытывают значительные трудности Эмоциональная лексика выражает чувства, настроение, переживание человека, являясь неотъемлемой частью лексикона, необходима для приобщения детей к разнообразному миру эмоций, она способствует более точному осознанию и описанию эмоциональных переживаний как собственных, так и других людей, лучшей оценки происходящих событий, а также решению коммуникативных задач. Коррекционное обучение по развитию эмоционального словаря условно состоит из трёх этапов: подготовительного, основного и заключительного. Цель подготовительного этапа заключается в подготовке детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту, для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики. Подготовительный этап направлен на изучение и уточнение эмоциональных состояний (радость, грусть, злость, испуг, удивление), а также умению различать их. Для развития паралингвистических средств общения, используются мимические и пантомимические средства, а также формируются умения отличать эмоциональные состояния на примерах схематического изображения (пиктограммы). На данном этапе осуществляется знакомство детей с «Театром настроения (эмоций)». «Театр настроений» представляет собой набор пиктограмм, изображающих определённые эмоции и серию сюжетных картинок, к которым в зависимости от ситуации подбираются пиктограммы. Основной этап обеспечивает постепенное усвоение, закрепление и введение в связную речь эмоциональной лексики. Цель: формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом. Поставленная цель обусловливает выполнение следующих задач: расширение словарного запаса; формирование синонимических и антонимических отношений; развитию самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов. Синонимы – слова одной и той же части речи, имеющие полностью или частично совпадающие значение. Игра «Скажи иначе» у детей с ОНР всегда вызывает трудности. В помощь детям выполнено пособие «Словарик слов-синонимов по формированию эмоциональной лексики». В пособии представлены слова-синонимы для работы с детьми 5-7 лет. К словам прилагаются небольшие стихи и иллюстрации, объясняющие значение слов и придающие им определённую эмоциональную «окраску». Так же представлены пиктограммы, обозначающие определённые эмоциональные состояния, которые дети подбирают самостоятельно (Театр эмоций). Например: слово «аромат», которое имеет схожие по значению синонимы «запах», «благоухание». К данному слову подобрано стихотворение «Ёлочка, ёлка – лесной аромат, очень ей нужен красивый наряд……», к этому же стихотворению дети подбирают пиктограммы радости, удивления, восхищения Цель заключительного этапа состоит в активизации эмоциональной лексики в процессе коммуникации детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Проведение в процессе коррекционного обучения бесед по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, использование игр-драматизаций, а также составление описательных рассказов, творческих рассказов, организация разнообразных сюжетно-ролевых игр, включающих различные ситуации из жизни, — всё это оказывает благодатное влияние на развитие у детей чувства эмпатии (ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека), активизацию широкого спектра вербальных средств. Так же все вышеперечисленные приёмы образовательной работы в значительной степени активизируют эмоциональную лексику. Речь детей постепенно характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дошкольники правильно используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику. В результате коррекционного обучения с актуализацией формирования эмоциональной лексики дети с ОНР (3 уровня) подбирают слова, обозначающие эмоции, и вводят их в экспрессивную речь, расширяя диапазон эмоциональной лексики за счет нюансирующих лексем. Список литературы.
|