Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОНР с помощью нетрадиционных материалов.
В коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) отмечаются особые проблемы, с которыми чаще всего встречаются логопеды и воспитатели:
- дети с ОНР плохо запоминают образ буквы. Особенно им трудно запомнить маленькие печатные буквы, которые похожи на большие
- часто путают понятия звук – буква, гласные – согласные, различение твердости – мягкости звуков
- им очень трудно определить место звука в словах на слух
- дисграфические ошибки различных видов имеют стойкий характер и сохраняются в начальных классах школы.
Для решения перечисленных проблем можно использовать не только словесные дидактические игры, но и игры с использование нетрадиционных материалов.
Ценность нетрадиционных дидактических игр заключаются в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом, закрепить его усвоение на занятиях и совместной деятельности с интересом и с успехом. Нетрадиционные игры используются для разнообразия, для эмоциональной разгрузки, интереса, увлеченности. Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В нетрадиционных играх нет ничего сложного и непонятного для ребенка. Игры имеют легкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию дошкольников.
Примеры игр с использованием нетрадиционных материалов при формировании навыков звукового анализа:
- «Звуковые дорожки» Пластмассовые крышки красного, синего и зеленого цвета. Педагог называет звуки, дети выкладывают крышки, соответственного цвета.
- «Веселые человечки» (надевают на пальцы рук). Педагог называет звуки, дети надевают на пальчики человечков, соответствующего цвета.
- «Разноцветные магниты». Выкладывание магнитов красного, синего и зеленого цвета. Составление схемы слов.
- «Звуки рассыпались». Выкладывание схемы слов, используя мозайку соответствующего цвета.
- «Колючие шары». Для характеристики звуков используются массажные шары Су – Джок трех цветов: красный, синий, зеленый.
- «Разноцветные кораблики» (машинки и т.д.) Разложить картинки, в названии которых есть заданный звук, под синей или зеленой игрушкой; различать твердые и мягкие согласные.
- «Собери слова в ведерки» (красного, синего, зеленого цвета). Ребенок выбирает карточку с буквой, придумывает слово на эту букву, кладет карточку в ведерко, соответствующую характеристике звука.
- «Цветные хвостики». У детей ленточки трех цветов. Педагог говорит слово или показывает картинку, дети поднимают ленточку в соответствии с первым звуком в слове.
- «Живые звуки» (колпачки на голову трех цветов). Составление схемы слова.
- «Забавные шнурочки» (шнурки трех цветов). Выкладывание из шнурков буквы.
Игры с использованием нетрадиционных материалов повышают мотивацию детей к занятиям, заинтересовывают разнообразием игр, способствуют лучшему усвоению понятий при подготовке детей к обучению грамоте.
|