Методическая разработка «Дидактическая игра «Электронный жучок» как средство формирования навыков сотрудничества у дошкольников» |
Логопедия | |||
Автор: Ильинская Юлия Андреевна | |||
29.01.2018 16:26 | |||
Методическая разработка «Дидактическая игра «Электронный жучок» как средство формирования навыков сотрудничества у дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад № 42» Учитель – логопед МБДОУ города Костромы «Детский сад № 42» Ильинская Юлия Андреевна Кострома 2018 год Аннотация Данная методическая разработка представляет собой дидактическую игру «Электронный жучок» для детей старшей и подготовительной группы по развитию позитивной социализации дошкольников. Методическая разработка может быть предложена воспитателям и учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми 5-7 –летнего возраста. Методическая разработка также может быть использована в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Пояснительная записка ФГОС дошкольного образования (п. 3.2. 5) предусматривает формирование у детей позитивной социализации, то есть умения взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других людей.
Дидактическая игра дает возможность не только обучать дошкольников, но и организовать взаимодействие детей между собой, со взрослыми людьми (в данном случае с педагогом), таким образом формируя навыки сотрудничества. Сотрудничество – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы дети как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться. Навыки сотрудничества – это доведенные до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эффективное применение своему личному потенциалу в коллективном деле. Кроме того, совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято, соблюдать правила. Актуальность темы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствовании игровых методов в формировании личности ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования коммуникативных навыков, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие готовность к обучению в школе. Дидактическая игра «Электронный жучок» предназначена для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Игру можно организовать как в групповой форме, так и в парах. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила, в игре предусмотрен порядок действий. Цели игры: Образовательная цель:
Развивающая цель: развитие навыков сотрудничества для формирования позитивной социализации воспитанников Задачи:
Оборудование: игровое поле с картинками (вешается на доску) (приложение 1); «электронный» жучок (фигурка жучка, которую дети в процессе игры передвигают по игровому полю); молоточек для подачи звукового сигнала Основная часть Описание игры: на доске крепится игровое поле, поделённое на квадраты. В каждом квадрате размещена картинка с изображением какого-либо предмета, животного и др. В центре поля расположен пустой квадрат. Отсюда начнет движение «электронный» жучок. Детям раздаются фигурки жучков желтого, зелёного и коричневого цвета. Те дети, у кого жучки желтого цвета, будут отдавать команды жучку, прокладывать для него маршрут. Дети, у которых коричневые жучки, будут управлять жучком, согласно выстроенному маршруту, передвигать его по игровому полю. Те, кому достались жучки зелёного цвета, должны подавать звуковые сигналы молоточком. Электронный жучок может перемещаться только по звуковому сигналу (один удар молоточка). Останавливается жучок тоже по звуковому сигналу (три удара молоточком). Для этого нужно быть очень внимательным и слушать все инструкции отдающего команды. Дети по очереди отдают команды электронному жучку. Например: 2 клетки вправо, одну клетку вверх, три клетки влево и так далее. Звучит один удар молоточка, и «электронный жучок» начинает свое движение по игровому полю по команде игрока, который прокладывает маршрут. Игра продолжается до тех пор, пока игрок, имеющий жучка белого цвета, не подаст три звуковых сигнала. Управляющий жучком должен сказать, где (на какой картинке остановился) «электронный» жучок. Например: «электронный» жучок остановился на картинке «УТЯТА». Далее педагог организует интерактивную беседу с детьми. Вопросы направлены на закрепление ранее полученных знаний по развитию речи (старшая группа) и по обучению грамоте (подготовительная группа). Сначала педагог задает вопросы детям, затем организует детей задавать вопросы друг — другу. Вопросы могут быть направлены на развитие звукового, слогового, семантического анализа слов, или же связаны с подбором слов – признаков, действий к предметам, составлению предложений с данным словом, а также могут быть посвящены закреплению знаний об обобщающих понятиях. Примеры вопросов:
Можно организовать аналогичную игру в парах. Для этого каждой паре выдается подобное игровое поле маленького размера. Картинки в игровом поле могут быть подобраны на разную тематику, и тогда можно реализовать различные задачи. Например, закрепить знания по лексическим темам или автоматизировать (дифференцировать) звуки в речи детей. В конце игры проводится рефлексия, в ходе которой подчеркиваются достижения каждого ребенка. Педагог подводит детей к пониманию того, что их согласованные действия, правильное, безошибочное, быстрое выполнение заданий влияют на успех игры. Заключение Таким образом, через дидактическую игру можно формировать у детей позитивную социализацию. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности ребенка. В игре развиваются коммуникативные умения дошкольников, они учатся полноценному общению друг с другом. А в дидактической игре, кроме умения сотрудничать, взаимодействовать детей между собой и со взрослым, решаются еще и образовательные задачи.
|