«Современная практика использования дидактических игр для развития дошкольников с ОНР вне занятий» |
Логопедия | |||
Автор: Н.М. Яковлева, Л.А. Степанова | |||
09.10.2017 19:17 | |||
«Современная практика использования дидактических игр для развития дошкольников с ОНР вне занятий»
детский сад №41 "Кораблик" г.Серпухов Игры помогают специалистам детских образовательных учреждений компенсирующего вида, а также родителям дошкольников для самостоятельных занятий с детьми. Известно, что даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки. Логопедическое и психологическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Эти задачи решаются с помощью дидактической игры. Коррекция нарушений в развитии детей проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. У дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
У детей дошкольного возраста коррекция нарушения развития в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности. Ряд дидактических игр, основан на следующих принципах:
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми дошколятами. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, цилиндрами, шнурочками). Игры располагаются строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Также известна и другая система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. Она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Это такие материалы как клавишные доски, рамки с застежками, кубы вкладыши, они устроены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, упражняя свою активность, развивая мелкую мускулатуру рук, что является важным для коррекционного обучения. В последнее время поиски ученых идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительного процесса, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети становятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы называют эти игры развивающими. Логопедическое лото-мозаики помогает закрепить правильное произношение звуков, в таких играх появляется азарт, дух соревнования ( «Зоологическое лото», «Сказки», «Логопедическое лото» и т.д.). Особое место занимают сюжетно-дидактические игры-инсценировки:
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
В одной и той же игре, предлагаемой детям разного возраста, отличают разные воспитательно-образовательные задачи конкретного содержания. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы, их признаки, среднего – определять предмет на ощупь (педагог может положить в мешочек игрушки на определенный звук). Дети, доставая, называют и педагог оценивает и анализирует речь ребенка), старшие – составляют описательный рассказ, классифицируют предметы по заданным признакам. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому их лучше проводить с более старшими детьми. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Интересны игры ещё и тем, что дети решают игровую задачу (узнают время года, признаки и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений. Учат детей слушать, воспитывает эстетические переживания, развивает образное мышление. Огромное педагогическое значение имеют игры-предположения ( «что было бы, если бы была все время весна? не было воды? и т.д.) разработанные А.И. Сорокиной: они развивают логическое мышление, воображение. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми. Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др. Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей, где дети должны овладеть практическими навыками, готовящими их к жизни. Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям. Ни в коем случае не следует форсировать выполнение работы, упрекать детей в том, что они чего-либо не умеют. Важно не только чему-то научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и у детей с ОНР. Малышам дают катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, вовлекая в движение все пальчики. Занятия конструированием из кубиков, собирание пирамидки, перекладывание пуговки, карандашей, спичек. Затем более сложные задания: застёгивание пуговиц, завязывание, развязывание узлов, шнуровка (Дидактические игры «Зашнуруй маме сарафан» «Шнуровка сюжетных картинок»). Настольно-печатные игры очень распространены и устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображение сюжетов делятся на части. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей — сложный процесс осмысления. В настоящее время популярны пазлы, где картинки разделены на множество. Таким образом игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР. Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, принцип добровольности, право самостоятельного выбора и самовыражение. Если основываться на этих принципах, то общее развитие ребенка будет проходить успешно, и одновременно эти игры будут доставлять удовольствие детям. Таким образом, изучив и обосновав игровые методы, использованные в коррекционной работе по предупреждению нарушений лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, можно сказать, что дидактические игры это одно из лучших средств воздействия на детей такого типа. Работая с помощью игровых методов, можно достичь определенных успехов по коррекции нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста. Но все же большинство детей, не достигших возрастной нормы, требуют продолжения систематической коррекционной работы в форме игры, различных игровых упражнений, проявляя в работе как можно больше творчества. Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы у детей с ОНР.
|