Конспект открытого фронтального логопедического занятия на тему: «Квест Звук и буква Ч» |
Логопедия | |||
Автор: Миронычева Юлия Семеновна | |||
28.06.2017 14:54 | |||
Конспект открытого фронтального логопедического занятия на тему: «Квест Звук и буква Ч» МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 324» Железнодорожного района городского округа Самара Выполнил: Миронычева Юлия Семёновна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 324» Железнодорожного района городского округа Самара 2017 г. Тема НОД: Звук и буква Ч (Квест «Буква Ч»). Тип занятия: Закрепление пройденного материала. Целевая аудитория: подготовительная группа для детей с ОНР. Вид занятия: групповое. Цель: профилактика оптической дисграфии на материале буквы Ч. Задачи:
Интеграция образовательных областей: речевое развитие:
социально-коммуникативное развитие:
познавательное развитие:
физическое развитие:
- развивать общую моторику. Оборудование: 8 медалей (4 — с Чебурашкой, 4 – с Чипполино); презентация Power Point c картинками Чипполино, Чебурашка, заданием, картинкой-силуэтом Чудо-Юда, уточнением последней подсказки для детей; Буква Ч зеленого цвета на картоне формата А4, ватман с окошками для букв слова «спасибочко» и липучками, карточки с буквами слова «спасибочко» картонных карточках с порядковыми цифрами внизу с липучками; зеленые маркеры – 8 штук; таблицы с зашумленными буквами, искаженными буквами, правильными Ч среди неправильных – по 8 штук; картонные, бумажные, конструктор Лего, детали-липучки, тканевые заготовки для буквы Ч, 8 предметных картинок с посудой (большая и маленькая на одной карточке), а с обратной стороны силуэты Чебурашки или Чипполино, жетоны для игры «Скульптор»: 4 – с картинкой «глина», 4 – с картинкой «скульптор»; картинка-образ буквы Ч – человек с книжкой в профиль (формат А4), аудиозапись для игры на время, мяч. Предварительная работа: знакомство с буквой и звуком ч, вспоминали слова с буквой (звуком) ч, дома с родителями читали сказки Чипполино, Крокодил Гена и его друзья, «Конек-Горбунок», логопедические занятия по командам, игра «Скульптор» на материале букв р, л и других, рисование образа (на что похожа) буквы ч для выставки (на занятии воспитателя). Основные виды деятельности детей: беседа, игра в мяч, нахождение правильной и неправильной буквы, складывание слова из букв разрезной азбуки, командное дописывание слова по образцу, анализ места звука в слове. Конспект открытого фронтального логопедического занятия на тему: «Звук и буква Ч» (Квест «Буква Ч»). Цель НОД: профилактика оптической дисграфии на материале буквы Ч. Цель квеста: расшифровать вежливое ласковое слово ( «спасибочко»). 1. Организационный момент. Логопед здоровается с детьми, показывая карточки-символы «громкость». Дети, ориентируясь на карточки-символы произносят слово «здравствуйте», соответственно, громко, обычным голосом, шепотом и артикуляцией. Основная часть. 2. Буква ч на доске. Логопед: скажите, что это? Дети: это буква ч. Логопед: расскажите, какой звук обозначает буква ч? Дети дают характеристику звука [Ч] – согласный (т. к. есть преграда – кончик языка за верхними зубами, губы округлены), глухой (горло не вибрирует), всегда мягкий. 3. Логопед: Звук [Ч] – нам с вами лучший друг, Догадались, о ком речь? Команда Чипполино и команда Чебурашка. Дети получают медали, автоматически делятся таким образом на две команды: 1) Чипполино 2) Чебурашка (медали с картинками Чебурашки или Чипполино). Лог.: Команды! Внимание! Для вас есть важное задание! Наши друзья, Чебурашка и Чипполино выслали для вас вежливое и ласковое слово, которое способно моментально поднять настроение… Но, увы, другой, тоже на букву ч персонаж похитил этот ценный багаж! Может вы вспомните еще какого-то сказочного существа на букву ч? (предлагается картинка-силуэт Чудо-Юда). На доске картинки Чебурашки и Чипполино. Логопед от их имени передает правила поиска Чудо-Юда, чтобы забрать у него доброе слово: Чтобы вам отыскать Чудо-Юдо, испытания проходите и подсказки пути получите! Какая из команд лучше выполняет, та подсказку и получает! (Логопед получает задания от друзей Чебурашки и Чипполино по электронной почте.) 4. Игра «Разгляди и обведи». (Детям раздают карточки зашумленными буквами Ч и зеленые маркеры). Логопед: Задание первое: буквы Ч вы разглядите и по контуру красиво обведите! По итогам: команда «Чебурашки» / «Чипполино» победила – подсказку получила. Предлагается карточка с картинкой «черепаха». Логопед: Что на картинке-подсказке? Есть в этом слове звук [ч]? Где он расположен? (В начале.) Присмотритесь, где есть точно такая же картинка, там следующее задание-путеводитель для вас. 5. Игра «Найди и обведи». Детям раздают карточки с наложенными буквами Логопед: Вот задание второе, трудное такое: букву Ч среди путаницы букв найдите, контур четко обведите – пленницу освободите! По итогам: команда «Чебурашки» / «Чипполино» победила – подсказку получила. Предлагается карточка с картинкой «обруч». Логопед: Что на картинке-подсказке? Есть в этом слове звук [ч]? Где он расположен? (В конце.) Присмотритесь, где есть точно такая же картинка, там следующее задание-путеводитель для вас. 6. Игра «Найди все правильные Ч». Детям раздают карточки с правильными и неправильными буквами Ч. Логопед: Задание третье: найдите все верные буквы Ч! Как правильную букву находишь – зеленым цветом в круг обводишь! По итогам: команда «Чебурашки» / «Чипполино» победила – подсказку получила. Предлагается карточка с картинкой «сачок». Логопед: Что на картинке-подсказке? Есть в этом слове звук [ч]? Где он расположен? (В середине.) Присмотритесь, где есть точно такая же картинка, там следующее задание-путеводитель для вас. 7. Игра «Сложи букву». (Сложить букву Ч из элементов (из веревочек, из бумажных заготовок, из бархатной бумаги, липучек на полу).) Логопед: А теперь, внимание – следующее задание. Буква Ч – наш лучший друг, да постиг ее недуг! Случайно оступилась – на части развалилась. Хотите верьте, хотите – нет, а только вы поможете ей вернуться в Свет. Детали соедините – как можно больше букв Ч соберите. По команде: Раз, два, три – начни! Собрать наибольше е количество букв из разных материалов. Пока звучит музыка. По итогам: команда «Чебурашки» / «Чипполино» победила – подсказку получила. Предлагается карточка с картинкой «чемодан». Логопед: Что на картинке-подсказке? Есть в этом слове звук [ч]? Где он расположен? (В начале.) Присмотритесь, где есть точно такая же картинка, там следующее задание-путеводитель для вас. 8. Игра «Скульптор». Задания не кончаются – задания продолжаются. Посмотрите на выставку наших картин – образ Буквы Ч. Вы были в роли художников. Теперь игра «Скульптор». Детям раздают жетоны «скульптора» и «глины». Логопед: Как жетон выбираешь сразу роль свою узнаешь. Раз, два, три, тот, кто скульптор – глину себе найди. (Делятся на пары.) Скульпторы, окно – это начало строки! А теперь спешите – из глины букву Ч слепите. По команде: раз, два, три – начни! По итогам: команда «Чебурашки» / «Чипполино» победила – подсказку получила. Предлагается карточка с картинкой «бабочка». Логопед: Что на картинке-подсказке? Есть в этом слове звук [ч]? Где он расположен? (В середине.) Присмотритесь, где есть точно такая же картинка, там следующее задание-путеводитель для вас. 9. Игра с мячом «Назови ласково». (Цель: показать, что звук [ч] привносит значение уменьшительно-ласкательности). Дети встают в две шеренги за разложенными на полу картинками в зависимости от силуэтного изображения Чебурашки или Чипполино с тыльной стороны (у каждого одна картинка лицевой стороной вниз перед ногами). На картинке два одинаковых предмета: большой и маленький (посуда). Логопед: На счет раз – картинку быстро посмотри, на два – обратно переверни, на три выпрямись и в ладоши хлопни. Свой предмет назовите, а маленький Чипполино или Чебурашке подарите. А потом, что у соперника спросите. Например: «У меня блюдце, а блюдечко я подарю Чебурашке. Аня, а что у тебя?» После того, как назвали все маленькие предметы: «Какой одинаковый звук слышится во всех словах с уменьшительно ласкательным значением?» — «[ч].» — «Правда [ч] – помощник? Большие предметы словно превращает в маленькие, а обычные слова в ласковые!» По итогам: команда «Чебурашки» / «Чипполино» победила – подсказку получила. Предлагается карточка со схемой слова «часы», где отмечена только буква ч в начале. Логопед: Чебурашка с Чипполино пишут, что это была последняя подсказка, где искать Чудо-Юдо. И что это не картинка, а настоящий предмет в нашей группе. Находят около часов картинку Чудо-Юда, за которой конверт с буквами и записка от Чуда-Юда, что он просит прощения, ему просто тоже захотелось вежливого и ласкового слова и оно просит хотя бы три буквы оставить себе (там всего их 10!). Оставляем 3 буквы. (В конверте их заведомо 7, а 3 у доски спрятаны.) 10. Игра «Собери вежливое слово». (На ватмане изображено королевство Чебурашки и Чипполино, окошки для написания букв пронумерованные сверху по порядку от 1 до 10. Дети получают по одной карточке с буквой (так же пронумерованной) слова «спасибочко», выкладывают на доске по одной букве сначала слово «спасибо», затем думают, как из него сделать ласковое слово. Догадываются добавить «чко». Инстр.: Ребята, каждый свою букву возьмите и на цифру положите. Прочитайте, что за вежливое ласковое слово нам переслали сказочные друзья? Вы слышали это слово? Что оно значит? (Вежливое слово благодарности и, одновременно, ласковое благодаря букве Ч.) - Кому мы можем сказать слово «спасибочко»? (Маме, папе, другу). - За что мы можем сказать слово «спасибочко»? (За маленькие услуги, мимолетную помощь.) 11. Итог занятия Логопед: Спасибочко маме, Прохлопаем дружно: спа-си-бо всем вам! А победителем стали, конечно, обе команды, потому что только все вместе вы смогли найти спрятанное слово «спасибочко»!
|