Предупреждение у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к аграмматической дисграфии |
Логопедия | |||
Автор: Болотских Анна Александровна | |||
01.05.2017 18:13 | |||
Предупреждение у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к аграмматической дисграфии Работа по предупреждению предпосылок к аграмматической дисграфии включает в себя работу над грамматическим строем речи и лексикой. Болотских Анна Александровна, учитель – логопед, МАДОУ Жилёвский детский сад комбинированного вида «Алёнушка» Ступинского муниципального района, Московская область, Ступинский район, п. Жилёво Этапы работы над лексико-грамматическим строем речи:
3. Развитие навыка словоизменения:
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем. В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации, прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формы (звучания). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определение общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделение этой общей морфемы, уточнения ее значения. Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений. Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно- параллельно. Образование уменьшительно-ласкательных существительных 1 В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода). Речевой материал предъявляется в следующей последовательности: а) без изменения звуковой структуры корня производного слова: дом-домик, куст-кустик ключ-ключик б) с чередование глухих и звонких звуков в корне: таз — тазик, гвоздь — гвоздик 2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса — чик — (существительными мужского рода). Речевой материал также предъявляется в следующей последовательности: А) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов: Забор — заборчик костюм – костюмчик диван -диванчик Шкаф-шкафчик стул-стульчик крокодил-крокодильчик Б) с изменением звуковой структуры производного слова: Рукав — рукавчик. 3. Словообразование с использованием суффикса – к — проводится в следующей последовательности: а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова: лапа-лапка мышь-мышка б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования): шуба-шубка капля — капелька в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова): крыльцо-крылечко кольцо-колечко 4. Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк- проводится в следующей последовательности: а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на –а, -я- Аня-Анечка Таня — Танечка Б)словообразование неодушевленных существительных женского рода: Лента-ленточка тумба-тумбочка 5. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса –ичк- вода-водичка сестра-сестричка 6. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса –оньк-, еньк- проводится в следующей последовательности: а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на а,я Маша-Машенька, Надя-Наденька Б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова: Береза-березонька, дядя-дяденька В) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова: Рука-рученька дорога-дороженька 7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов – ушк -,-ышк-, -иц-, -ец-, -ц- а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом –ушк-: дед-дедушка б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом –ышк-: перо-перышко, стекло-стеклышко в) словообразование с помощью суффиксов –иц-, -ец-, -ц-: - суффикс -иц- в существительных женского рода: пыль-пыльца Образование существительных с помощью суффикса –инк- На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня: бусы-бусинка В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов: горох-горошинка, пух-пушинка, чай-чаинка Примеры упражнений на образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами 1. Игра «Волшебник» Раскладываются картинки, на одной стороне которых изображен предмет обычного размера, а на другой стороне – маленького. Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до картинки, изображающей предмет обычного размера, «превратить» его в маленький, назвав слово. Если ребенок правильно выполняет задание, то картинка переворачивается и ему демонстрируется изображение маленького предмета (нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, комар, шкаф, стул, чемодан, диван, помидор,портфель,карман,тигр,волк,чащка,тарелка,ложка,кружка, подушка, книга, дерево, зеркало). 2. Игра «Дюймовочка» На наборном полотне расположена сюжетная картинка, на которой нарисованы Дюймовочка и предметы, которые ее окружают. Логопед предлагает детям назвать предметы, которыми пользуется Дюймовочка. Поскольку Дюймовочка –маленькая девочка, то и все вещи, которыми она пользуется, тоже маленькие. Речевой материал: зеркальце, столик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, кроватка, туфельки, цветочек, платочек. 1. Игра с мячом «Назови ласково» Ягода – ягодка, малина-малинка смородина-смородинка редис-редиска, репа чеснок-… лук-… 2. Игра «Большой и маленький» Инструкция: Я буду говорить о большом предмете, а вы — о маленьком. Например: Цветок красный, а цветочек красненький Клубника красная, а (клубничка красненькая) Яблоко сладкое, а (яблочко сладенькое) Дом низкий, а (домик низенький) Красивое кресло — красивенькое креслице Коричневый комод – коричневенький комодик С учетом семантики, частотности употребления и последовательности появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в следующей последовательности. Образование притяжательных прилагательных
Образование качественных прилагательных 3. Словообразование с использованием суффикса –н- а) Без чередования (вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный) Б) с чередованием в корне слов (смешной, скучный, мрачный). 4. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов –ив-, -лив-, -чин-, -оват-, -еват-. (ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый). Образование относительных прилагательных 1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ов- ев- - Без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова. (шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый). - С чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевые, перцовый. 2. Словообразование с использованием суффикса –н-. -Без чередования в корне производного слова (зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной). - с чередованием звуков в корне производного слова (яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный). 3. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –н-, -ян-, -ск-, -енн- и др. (кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебрянный, овсяный, детский) Примеры упражнений на образование притяжательных прилагательных, используемых при коррекционной работе с детьми 1. Игра « «Чей? Чья? Чьи?» Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у них все перепутано: и головы, и хвосты, и уши. Расстроились звери. Разве подходит зайцу волчий хвост, а лисе — заячья голова? Помогите зверям найти свои хвосты, головы и уши. Назовите чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза? Чей хвост? У зайца – заячий у ежа — ежиный У волка – волчий у орла-орлиный у черепахи-черепаший У кошки — кошачье у льва — львиное У волка — волчье У зайца – заячья у лошади — лошадиная У волка — волчья У коровы – коровьи у лошади — лошадиные У козы – козьи у петуха-петушиная У черепахи – черепашьи 2. Упражнение «Подскажи словечко»: Игра «Доктор Айболит» Доктор Айболит в своей лечебнице оказал помощь всем животным. Ответьте на вопросы: Волку Айболит вылечил хвост. Чей хвост вылечил доктор? Волчий Ежу вылечил лапку. Чью лапку вылечил доктор? Ежиную Моржу вылечил ласту. Чью ласту вылечил доктор? Моржиную Игра «Я – художник» Измените предложения по образцу: Я нарисовал медведю лапу. — Я нарисовал медвежью лапу. Я нарисовал волку лапу — Я нарисовал волчью лапу Я нарисовал кошке усы. – Я нарисовал кошачьи усы. Я нарисовал тигру хвост. — Я нарисовал тигриный хвост 3. Игра «Прятки» Логопед сообщает детям, что животные решили поиграть в прятки, но не смогли спрятаться полностью. И поэтому можно увидеть их. Логопед помещает на наборном полотне картинки с изображением частей тела спрятавшихся животных и предлагает детям угадать, какие животные спрятались (голова – рыбья, оленья, лисья, коровья, птичья, медвежья. Заячья, заячья, беличья; хвост — рыбий, олений, лисий, коровий, птичий, медвежий, заячий, беличий) 4. Игра «Ералаш». Перед детьми на столах разложены картинки, изображающие животных. Картинки разрезаны на три части. На наборном полотне демонстрируются картинки, на которых нарисованы животные. Логопед предлагает детям из разрезанных картинок составить целое изображение животного, назвав при этом правильно его части (голову, хвост и туловище). 5. Игра «Чьи хвосты?» Сказка «Хвосты» Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты (Давайте поможем им). Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (медвежий). Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (лисий) А на пенечке-тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (мышиный) Все животные нашли свои хвосты и были очень рады. - А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных. Хвост собаки-собачий. Хвост козы-козий Игра «Ветер-шалун» Шли по улице люди. Играли дети. Старичок отдыхал на скамейке. Вдруг налетел ветер, подхватил шляпы, платки, игрушки и все перепутал. Помогите людям отыскать их вещи Инструкция: Называйте так это дедушкина шапка, это девочкин шарик, это тетина шляпа, это бабушкин платок… Формирование словообразования глаголов. Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. В связи с этим в процессе логопедической работы проводится закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов. Формирование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР осуществляется в следующей последовательности. I. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида: Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок: -с- (играть-сыграть, петь-спеть, есть-съесть, делать –сделать) б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, -ыва-, -ва- (застегнуть-застегивать, умыть-умывать, заталкивать –затолкнуть).
в—вы-, под- -от-, при-, у-, пере-, за—от-, на--вы Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов Задание 1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается. -мыла-вымыла поливает – полил Задание 2. «Выполни инструкцию» Логопед предлагает детям выполнить действия по инструкции. Речевой материал: войти в комнату, выйти из комнаты, сойти с ковра, подойти к столу, отойти от стула, зайти за угол, перешагнуть через порог, пододвинуть стул. Задание 3 «Что общего» Логопед произносит ряд слов, выделяя голосом приставку, и предлагает детям назвать общую часть слова (влететь, вбежать,выйти,выбежать,вылететь, выпрыгнуть, прилететь, прибежать, принести, прийти, улететь, уйти, убежать, побежать, пойти, полететь, подбежать, подпрыгнуть, подлететь, отбежать отпрыгнуть) Задание 4. Чем отличаются слова?» Логопед произносит ряд однокоренных слов, выделяя голосом приставку (влететь, вылететь, прилететь, слететь, улететь, полететь, побежать, подбежать, отбежать, перебежать, дойти, зайти, выйти). Задание 5 «Закончи слово» Логопед произносит глагол без приставки и предлагает детям назвать начало этого слова, используя образец (бежать -прибежать, убежать, вбежать. Выбежать) Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно- логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, задании и речевого материала. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа. Закрепление формы множественного числа существительных: 1. Формы множественного числа с окончанием –ы (стол-столы) - словоформа с ударным окончанием, с одинаковой звуковой структурой основы форм слова (кот — коты) - дифференциация грамматических форм с различными флексиями. 2. Формы множественного числа с окончанием –и (мяч-мячи) 3. Формы множественного числа с окончанием –а (дом-дома) 4. формы множественного числа с окончанием –jа (стул-стулья) Винительный падеж Последовательность работы над формами существительных в винительном падеже: 1) формы с нулевым окончанием неодушевленных существительных: - мужского рода (дом, стол, мяч) 2) Формы неодушевленных существительных среднего рода с окончанием –о, -е (окно, дупло, кофе) 3) Формы с окончанием –у, -ю одушевленных и неодушевленных существительных мужского и женского рода на -а, -я в именительном падеже, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа - с ударным окончанием (лису, осу, сосну) 4) Формы с окончанием –а, -я одушевленных существительных мужского рода с изменением звуковой структуры основы слова: - с ударным окончанием (льва, щенка, воробья) Родительный падеж Последовательность работы над формами родительного падежа существительного: 1) Формы существительных мужского рода с окончанием –а, -я, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа: - с ударным окончанием (мяча, моста, карандаша, стола, коня) 2) Формы существительных среднего рода с окончанием –а, -я, сохраняющие основу именительного падежа без изменений: * с ударным окончанием (яйца, кольца, ведра) 3) Формы существительных мужского рода с окончанием –а, -я с изменением звуковой структуры основы слова: - с ударным окончанием (щенка, скворца, льва) 3) Формы с окончанием –и, -ы существительных мужского и женского рода на –а, -я в именительном падеже: - с ударным окончанием (лисы, козы, пилы, воды, косы) Задания на согласование числительных с существительными Игра «Сколько их?» В зоопраке живут звери-сосчитай их Один тигренок, два тигренка, пять тигрят Задания на употребление существительных во множественном числе. Игра «Один –много» Задание 1. Поле-поля число-числа Окно-окна полотенце-полотенца Задание 2 Кол-колья клок-клочья сын-сыновья Колос- Платье-… Задание 3. Слон — слоны Сосна-… лошадь-… Задание 4 День-дни рот-… кусок-куски
|