Дифференциация звуков и букв Р-Л в произношении и на письме Тема: «Путешествие в страну согласных» |
Логопедия | |||
Автор: Новицкая Альбина Константиновна | |||
10.06.2016 14:03 | |||
Дифференциация звуков и букв Р-Л в произношении и на письме Тема: «Путешествие в страну согласных» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Лебёдушка» городской округ Химки учитель-логопед высшей категории Новицкая Альбина Константиновна Цель: Различение звуков Р-Л в произношении в словах, в слогах, в предложении. Звукобуквенный анализ слога, слова. Соотнесение графического изображения с буквами. Практическое усвоение предлога. Интеграция образовательных областей:
Виды детской деятельности:
Задачи: Образовательные: уметь различать согласные звуки Р – Л в слогах, словах, в предложениях; закрепление умения составлять схему предложения, практическое усвоение трех правил о предложении. Развивающие: развиваем слуховое и зрительное внимание, фонематический слух, звуковой и звукобуквенный анализ; закрепление правильного употребления предлогов «на», «за», «над», «перед», «в»; закрепление графического изображения букв. Воспитательные: учить детей взаимодействовать с педагогом и друг с другом; закрепление правых-левых частей тела. Предварительная работа:
Разучивание физкультминуток. Материалы: Наборы для составления схемы слога, слова, предложения (полоски длинные и короткие); квадраты: красные, синие, зеленые; касса букв; предметные картинки на звуки Р-Л (в разной позиции); домики для картинок; кукла Буратино; портфель с заданиями; набор для составления схемы предложения у доски; наборное полотно; доска с элементами букв, мел. Ход занятия: Учитель-логопед. Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в страну согласных звуков и букв. Оргмомент: Практическое усвоение предлогов. Учитель-логопед: Положите руки: на голову, за голову, на стол, на стул, за спинку стула, под стол, перед собой. Сядет тот, кто назовет согласный звук.
Дети повторяют ряды из двух, трех, четырех слогов. ра-ла-ра 3. Игра «Посчитай звуки» Дети определяют количество звуков в слоге и называют их по порядку. РЭ 2 звука — первый Э, второй Э; РУ 4. Игра «Поменяй местами слоги, составь и прочитай слово» Ра Ю Ра Ве Ра Но Ра У 5. Игровой момент: Приходит Буратино с портфелем (игрушку приносит воспитатель). Буратино просит помочь ему подготовиться к школе. Из портфеля вынимаются задания, в которых ему нужно оказать помощь. Две картинки (необходимо найти в слове звук Р – Л). Картинки «Лук» и «Рак» закрепляются на доске. 6. Переверните картинки на ваших столах, подумайте, что нарисовано. Нужно выделить звуки Р – Л и положить каждый в свой домик (домики находятся под картинками на доске). Дети по одному выходят, дают полный ответ и кладут картинку в свой домик. Например, Барабан — в этом слове звук Р. Колобок – в этом слове звук Л. 7. Музыкальная физкультминутка «Правая и левая». 8. Достаем второе задание из портфеля Буратино. Это буквы Р – Л. Дети называют буквы и вспоминают правила «Чем отличаются звуки от букв». Звуки мы говорим и слышим, буквы видим и пишем. Найдите эти буквы в кассе букв, но сначала мы сделаем гимнастику для глаз. Упражнение «Часики». Посмотрите вправо-влево Тик-так (плечи, голова остаются на месте, повторить 10-12 раз) «Небо-земля». Смотрим вверх-вниз (плечи, голова остаются на месте, повторить 10-12 раз) «Круг». Смотрим п кругу справа-налево и наоборот (плечи, голова остаются на месте, повторить 10-12 раз) «Восьмерка». Прослеживаем лежачую восьмерку, нарисованную на доске (плечи, голова остаются на месте, повторить 5-7 раз). 9. Следующее задание от Буратино. На доске составлены слова, в которых пропущены буквы Р- Л: Ба. Шко. а Дети выходят по одному к доске, вставляют пропущенную букву, читают индивидуально и хором. А теперь приготовимся к письму и сделаем гимнастику для пальцев рук. Кулак-ладонь-ребро Очки-кулачки Пальчики здороваются (каждое упражнение выполняется 3-4 раза). 10. Переверните карточки на ваших столах. На карточках в словах не дописаны буквы Р – Л. Задания на карточках индивидуальны в зависимости от возможностей ребенка (от односложных слов, до трех-четырехсложных слов со стечение согласных букв): * ак па.. апа. ома У каждого ребенка по две карточки. Они на своих местах вставляют пропущенную букву. Логопед: Прочитайте слова, в которых вы вставили букву Л. Читают по цепочке. Логопед: Прочитайте слова, в которых вы вставили букву Р. Читают по цепочке. 11. Логопед: Буратино нам принес еще одно задание, но для этого мы должны сделать гимнастику для глаз. Дети выполняют гимнастику для глаз: посмотреть влево, вправо, вверх, вниз, по кругу несколько раз. Поворачиваем мольберт, на котором написано слово «Буратино» (в буквах не дописаны часть элементов). Логопед: Буратино хотел вам что-то написать, но т.к. он еще не знает букв, у него получилось не очень понятно. Постарайтесь догадаться какое слово он хотел написать, допишите каждую букву. Затем читают слово индивидуально и хором. 12. Логопед: Дети, послушайте внимательно, что я сейчас скажу: Буратино собирается в школу. Дети: Предложение! Логопед: Что такое предложение? Дети: Это несколько слов, связанных по смыслу. Логопед: Посчитаем слова в этом предложении. Сколько слов? Дети: Четыре! Логопед: Назовите каждое слово предложения. Дети называют и считают каждое слово предложения. 13. Логопед: А теперь мы с вами поиграем в «живое предложение» и составим схему предложения. Выходят четыре ребёнка. Каждый держит полоску, обозначающую слово. |____ ____ _ ____. (короткая полоска обозначает предлог «в») Логопед: Какие вы знаете правила о предложении? Дети: Все слова в предложении пишутся отдельно. Первое слово в предложении с большой буквы. В конце предложения ставим точку. 14. Игра «День – Ночь» На команду «ночь» убирается одно из слов, на команду «день» — дети говорят, что пропало. Логопед поочередно убирает слова, дети с заданием справляются. 15. Работа над интонацией. Логопед меняет в конце предложения точку на вопросительный или восклицательный знаки, дети читают с разной интонацией. - Буратино собирается в школу. 15. Итог. Логопед: Ребята, вы помогли Буратино выполнить его задания. Надеемся, он многому у вас научился. - Чему вы его учили? - Что вам понравилось на занятии? - Что запомнилось?
|